Королевство Саудитов испытывают на прочность

Главной новостью для саудовцев стала смена наследного принца Бин Наефа на сына короля Салмана. Как пишут арабские СМИ, вечером 21 июня бывшего крон-принца вызвали в королевский дворец в Мекке, где монарх лично обратился к нему с просьбой отречься от титула, вменив ему в вину «отказ прислушаться к совету пройти лечение от пристрастия (к антидепрессантам), которое влияет на решения». При этом еще до встречи с королем у Бин Наефа отобрали телефон, прекратили всякую связь с его помощниками и держали в комнате до полуночи. После того, как он согласился отречься, его и принял монарх. В настоящее время Бин Наеф находится под домашним арестом: ему разрешается видеться только с членами семьи. Он хочет уехать с семьей в Лондон или Швейцарию, однако король и наследный принц этого не разрешают.

Такова версия устранения наследного принца, опубликованная в ведущих западных изданиях. Саудовские власти ее, конечно, отрицают, заявляя, что Бин Наеф не подвергался никакому давлению и был отстранен по «соображениям национальных интересов из-за проблем со здоровьем и невозможностью выполнения своих обязанностей». Однако, как полагают эксперты, неофициальная версия имеет вескую основу. И действительно, главным поводом для отстранения было названо пристрастие к сильным успокоительным, но Бин Наеф употреблял их после ранения, которое получил после попытки покушения еще в 2009 г. И вот человек, который два десятка лет считался самым сильным лицом в сфере безопасности КСА, отстраняется от власти из-за этого?

Существует мнение, что операция по смещению Бин Наефа началась сразу после встречи королевского сына с зятем Д. Трампа, Дж. Кушнером, во время его визита в Эр-Рияд. Причем для этого шага потребовалось согласие трех центров силы – американской администрации, правящей семьи и религиозных институтов, представленных Комитетом высших ученых и семьей аш-Шейх во главе с муфтием Саудовской Аравии. Согласие этих сторон, как видно, было получено. А одной из причин, которое ускорило процесс, стала позиция бывшего крон-принца по катарскому кризису – Бин Наеф был против блокады эмирата.

После смещения Бин Наефа вся власть оказалась в руках одной из групп внутри правящей семьи, более того, в руках одного человека, который младше многих других принцев, что создает необычную ситуацию для системы власти в КСА. Новый наследный принц может столкнуться с серьезной оппозицией, считающей Бин Салмана «безрассудным юношей», который впутал страну во внешние авантюры – начиная с йеменской войны и заканчивая катарским кризисом.

Но, похоже, что королевского сына это мало волнует: в стране уже началась борьба с инакомыслием и вовсю создаются новые структуры, во главе которых становятся особо приближенные к Бин Салману лица. Так, недавно была создана генпрокуратура, завязанная на администрацию короля, во главе которой поставлен близкий к королевскому сыну Сауд аль-Муджиб. А 20 июля был издан указ о создании нового аппарата госбезопасности, который теперь будет подчиняться напрямую кабинету министров и лично премьер-министру, то есть, фактически, наследному принцу. Следует отметить, что в подчинение новой структуры вошли главное следственное управление, спецназ, контртеррористические подразделения, а также департаменты и управления МВД, деятельность которых связана с борьбой с терроризмом, его финансированием, а также финансовыми расследованиями. Таким образом, МВД страны, некогда считавшееся весьма могущественным ведомством, лишилось основных полномочий, и стало, по определению СМИ, «беззубой» структурой. И сделано это было в целях ослабления министерства, в рядах которого остается много сторонников бывшего главы ведомства Бин Наефа.

К настоящему времени в Саудовской Аравии складывается такая ситуация, что, по сути, остается ждать лишь одного указа – об отречении самого Салмана от власти и назначении его сына новым королем. Как пишет западная пресса, саудовский монарх уже записал обращение к нации об отречении от власти по состоянию здоровья, и оно будет распространено по телевидению в сентябре. Наследный же принц после того, как его отец вылетел в марокканский город Танжер для проведения летнего отпуска, уже обживается в роли главы государства.

Интересно, что произошедшие в КСА изменения были названы «воплощением израильской мечты». Об этом прямо заявил бывший посол США в Израиле и советник Б. Обамы по ближневосточным вопросам, Д. Шапиро. В то же время, он предупредил американскую администрацию о чреватости завышенных ожиданий от нового наследника. По его словам, Бин Салман слишком импульсивен и одновременно неопытен. Он готов диктовать условия Эр-Рияда всему арабскому миру, и это уже создало американцам ряд проблем, как в случае с катарским кризисом. В связи с этим Белому дому даже предложили сделать Бин Салману «сильное предупреждение» о том, чтобы «впредь его шаги не ставили под удар интересы США».

***

Из других событий можно отметить непрекращающуюся активность экстремистов. Так, 24 июня прямо около Заповедной мечети в Мекке прошла спецоперация саудовских служб безопасности. Теракт удалось предотвратить, но террорист подорвал бомбу и, убив себя, ранил 5 полицейских и шесть иностранцев.

4 июля уже в Восточной провинции взорвали полицейскую машину, патрулировавшую местность. Один полицейский погиб, еще трое были ранены. 6 июля в этом же районе была взорвана еще одна полицейская машина, в результате погиб один человек и трое пострадали. 14 и 22 июля в Эль-Катифе в перестрелке с полицейскими были убиты несколько боевиков.

Другой проблемой для саудовских властей является экономическая ситуация, которая продолжает ухудшаться. В этом же ряду стоят и выступления иностранных рабочих, вышедших на акции протеста после истечения срока амнистии, позволявшей рабочим покинуть страну без уплаты штрафов. Протестующие просили власти продлить срок действия амнистии, который истек 24 июля. Об амнистии для экспатриантов было объявлено 29 марта. Она должна была действовать 90 дней. Затем ее продлили еще на 30 дней – до 24 июля. Но многие мигранты решили на время остаться, чтобы заработать дополнительные деньги в период хаджа. По разным оценкам, число экспатриантов в КСА, проживающих и работающих здесь без надлежащих документов, составляет около миллиона человек.

Еще одной новостью, широко обсуждавшейся в саудовском обществе, стало заявление Минтруда, настаивающего на усилении «саудизации» рабочих мест. Это может затронуть ранее необычные для местных жителей сферы, в частности, торговую. В соцсетях мнения разделились – одни эту инициативу поддерживают, другие выступают против, считая, что «саудовцы не смогут так долго работать и потребуют большую зарплату за меньшие усилия».

Интересной новостью стали сообщения о том, что полномочия Комитета по поощрению добродетели и удержанию от порока КСА частично восстановят в рамках плана, разработанного новым наследным принцем. На фоне последних скандалов это выглядит действительно актуальным.

Напомним, что в апреле 2016 г. правительство приняло постановление об ограничении полномочий религиозной полиции. Изначально комитет обладал правом ареста и допроса людей, однако после введения ограничений религиозная полиция могла лишь передавать сведения о нарушениях в «обычную» полицию. После очередных изменений «полиции нравов» будет разрешено напрямую делать словесные внушения и вести разъяснительные беседы. Их также снабдят планшетами для быстрой передачи информации о правонарушениях. Данный шаг рассматривается как жест доброй воли со стороны Бин Салмана в адрес религиозных институтов, чтобы добиться их лояльности, которая все больше и больше расшатывается.

Королевство Саудитов испытывают на прочность