Обама и Загадочная русская душа

История о том, как у молодого сенатора Обамы не получилось вернуться из России с любовью, уже поросла быльём. Много воды утекло с 2005 года, когда будущий 44-й президент США сидел в аэропорту города Перми, глядя задумчиво в небо широкое.

Возможно, тогда у Обамы зародилось ощущение, что Россия — таинственная страна, которая, при случае, может быть весьма бесцеремонной. Хотя тот самый апокриф о «пермском сидении» Обамы содержит упоминание о том, что в целом встречи в России были вполне себе хлебосольными, с борщом и заливной рыбой (Обаме она не понравилась). Ну, может, к пельменям не подали кока-колу. Так пельмени без водки едят только собаки. Апокриф — он апокриф и есть.

Итак, к моменту избрания президентом Америки, определённые представления о России Обама уже получил. И в принципе, видимо, мог спроецировать тот пермский инцидент на российско-американские отношения высокого уровня.

А к 2008 году уже было ясно, что эти отношения не будут гладкими. Америку в России уважали, но никакого пиетета к ней никто не испытывал. Вы Америка, мы — Россия. И боеголовок у нас никто не отнимал. А если, по известному замечанию Путина, «товарищ волк кушает, и никого не слушает», то это дело поправимое. Будет слушать.

Тут как раз Мишико Саакашвили решил поиграть в витязя в тигровой шкуре, но получилось не очень. Очень не получилось, я бы даже так сказал. И Америка во главе с Обамой ничего не смогла предпринять. Так Барак усвоил свой второй урок: Россия будет приводить свой задний двор в порядок. И помешать этому никак нельзя.

Разумеется, не следует считать ушедшего Обаму неким персонажем из черной комедии «Не грози Южному Централу». Политик он был умелый, но он был адвокат, заточенный на процедурные вопросы и подковёрщину.

Мало, кто знает, что будучи протеже семейства Клинтонов, Обама в 2007 году отжал у Хиллари возможность баллотироваться в президенты, когда выиграл праймериз от Демократической партии. Уже во время нынешних выборов оказалось, что значительная часть компромата на Хиллари Клинтон, включая утечку про её частный почтовый сервер, шла по каналам, связанным с администрацией Обамы. Но весьма искусно играя на американском политическом поле, Обама совершенно не способен был действовать как внешнеполитическая фигура мирового уровня.

Проще говоря, Обама не мог играть на обострение. Нет, ну конечно, он пытался. Однако во всех случаях терпел крах в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Именно Обама развалил остатки хрупкого равновесия на Ближнем Востоке, спровоцировав и поддержав арабские перевороты. Причём даже в тех странах, которые были американскими союзниками десятки лет.

Обама уничтожил все ростки доверия между КНР и США.

Но самой большой его глупостью были попытки навязать России различные дискриминационные условия, сводившие к нулю наши попытки организовать хоть какое-то совместное партнёрство с американцами. Большую часть времени администрация Обамы была марионеткой в руках каких-то политиканов, то из Восточной Европы, то из бывших республик СССР, про которые в Америке и не слыхал-то никто.

В общем, Обама скатился до банального огораживания, пытаясь загнать Россию за какой-то барьер. Он объявлял нашу экономику порванной в клочья, мельтешил в Сирии, поддерживал террористов, связанных с ИГИЛ, развязал гражданскую войну на Украине. Но при этом всё время размахивал какими-то юридическими бумажками, требуя уважения. Остатки уважения он растерял, когда Россия вышла из ДОВСЕ, похерила соглашение по плутонию, провела молниеносную операцию в Крыму и разгромила террористов в Сирии. Заметьте, в каждом из этих случаев у Обамы была возможность организовать совместные действия с Россией, особенно в борьбе с международным терроризмом. Но он предпочитал или бегать от Путина на международных конференциях, или лежать на диване, поглаживая созревшую обиду на Россию.

Tribune photo by Pete Souza
Perm, Russia on Aug 28, 2005.

Его проблема в том, что Обама не смог осилить масштаб перемен, происходивших в мире и прямо у него под носом. Человек, 8 лет бывший лидером Демократической партии США, ухитрился прозевать самые глубинные изменения даже в американском национальном сознании и настроениях собственного народа. Так откуда же ему было понять загадку русской души?

Фотографии © Pete Souza