Деньги, трубы, белорусофобия и неокрепшие белорусские умы

Ряд белорусских политиков и экспертов получил письмо-приглашение якобы от телеканала «Россия». В нем говорится, что 11 января планируется эфир программы «Вечер с Владимиром Соловьевым» о Беларуси, темой которого среди прочего станет кандидатура в преемники Лукашенко.
Также, по словам приглашенного на программу Александра Зимовского, анонсируются темы про «политическую и экономическую ситуацию в стране, отношения с Россией и ЕС, аресты сторонников русского мира, исчезнувших политиков и учебники истории». Также в письме утверждается, что среди участников будут бывший генеральный прокурор Беларуси Олег Божелко, а также Наталья Радина, Арсений Сивицкий, Станислав Шушкевич. Правда, Радина и Сивицкий уже заявили, что в Москву не поедут. Не поедет и Александр Зимовский, говорит бывший председатель Белтелерадиокомпании и сенатор корреспонденту Еврорадио.

Еврорадио: Почему решили не ехать на программу к Соловьеву?

Александр Зимовский: Потому что, по моему мнению, это приглашение — фейк. Лично меня могли пригласить просто мне позвонив, контакты у них есть. И такой сложный путь приглашения по электронной почте мне кажется смешным. Ко всему прочему, девушка, которая якобы является продюсером программы, оставила для контактов телефон службы справки канала «Россия». Любой, кто имел с ними контакты, знает, что это смешно. И поэтому я вежливо отписал, что в это время буду занят.

Еврорадио: Тем не менее темы, озвученные в письме, актуальны. И прежде всего — тема кандидатуры в преемники Лукашенко. Сейчас много пишут, что в Кремле якобы всерьез обсуждается тема поиска такого преемника...

Александр Зимовский: Знаете, Лукашенко — медийная персона для российского информационного пространства. И поэтому нет ничего удивительного в том, что время от времени он становится предметом обсуждения в российских медиа. И каждый раз, когда начинаются разговоры о якобы поисках преемника для него, умные люди задают контрвопрос: «Зачем сейчас искать какого преемника?» Я никакого смысла в таких поисках не вижу. Может, в Кремле или на Старой площади другие расклады, но я смысла в этом не вижу.

Правда, белорусская сторона в этой ситуации нервничает больше. Ведь наши переговоры с Россией уже довольно давно в тупике. Если говорить о нефти и газе, то мы находимся на уровне отношений 2015 года. Стороны не меняют своих принципиальных подходов, а это тупик.

Как мне кажется, сейчас Кремль исходит из того, что государственный строй Беларуси — дело самих белорусов. С одной оговоркой: белорусы вольны жить так, как им нравится, а Россия вольна не платить белорусам за то, что они живут так, как им нравится. И эта новизна наших отношений нервирует и белорусскую сторону, и определенную часть российского экспертного сообщества.

Еврорадио: Вот так легко? «Хотите жить по-своему и идти своим путем — идите! А нам и без вас хорошо»?

Александр Зимовский: Именно. Только остается много вопросов в денежной сфере. Именно поэтому, когда белорусская сторона присылает свои предложения по газу в Москву, возникает вопрос относительно задолженности Беларуси по оплате газа. А это приблизительно треть миллиарда долларов. Соответственно, если белорусские предложения попадают на самый верх, то возникает вопрос: «А что с этой задолженностью?» Путин придерживается принципиальной позиции: договоры должны исполняться. И поэтому решение вопроса упирается в невыполнение, с точки зрения Кремля, белорусской стороной своих денежных обязательств. И все — тупик.

Еврорадио: Если руководитель Беларуси занял принципиальную позицию, то сдвинуть его с нее очень сложно...

Александр Зимовский: Не думаю, что это Лукашенко занял принципиальную позицию — не он подписывал те бумаги по нефтегазовому вопросу. И если он с подписанными условиями не согласен, то пусть взыскивает с тех, кто эти бумаги и договоры подписывал от имени Республики Беларусь. Ко всему прочему, у белорусской стороны в этом споре нет сильных аргументов. Кроме одного: «У нас нет денег». Это наш главный аргумент, и он в принципе понятен российской стороне. И потому есть определенная кредитная помощь. Но что такое кредит? Эти деньги все равно вернутся в Россию. Именно поэтому между нашими странами и нет окончательного разрыва: у каждой из сторон есть свои интересы, с которыми никто не хочет расставаться. Вот в том, что касается отношения к деньгам, мы точно «один народ»!

Еврорадио: Тем не менее напряжение в отношениях между Москвой и официальным Минском усиливается. И речь не только о невозможности договориться по нефтегазовому вопросу: в Беларуси задерживают публицистов российского агентства «Регнум» за разжигание межнациональной розни, а на российских каналах показывают довольно белорусофобские программы...

Александр Зимовский: Что касается этих «разжигателей» с «Регнума», то в этом вопросе российское руководство исходит из того, что на своей территории белорусы могут делать с белорусами все, что захотят. А поскольку арестованные «белорусофобы» являются белорусскими гражданами, юридически они не имеют никакого отношения к России. Говоря о программах на российских телеканалах следует помнить, что канал «Звезда», например, вообще не показывают в Беларуси, а программы канала «Россия» транслируются выборочно — белорусская сторона просто вырезает все, что может смущать неокрепшие умы белорусов. Белорусская тематика в российских СМИ присутствует в пределах имперской инерции мышления. Это как на том же ВВС постоянно присутствует тема Индии и других бывших колоний. Сидят в лондонской студии эксперты и обсуждают: «Кто придет к власти в Индии?» Но в Индии никто по этому поводу в истерику не впадает. И поэтому белорусы обсуждают российские выборы и курс российского рубля, а россияне волнуются по поводу возрождения белорусского языка и культуры и из-за тех спецэффектов, которые эти процессы возрождения сопровождают. Этот информационный обмен и создает довольно нервную атмосферу, которая концентрируется прежде всего в соцсетях. А люди, которые в этих сетях активно присутствуют, не могут оставаться в стороне от обсуждения таких вопросов. Как результат создается политический мейнстрим для российских или белорусских медиа. И он окрашен в соответствующие эмоциональные тона.

Еврорадио: В Индии могут себе позволить не обращать внимания на рассуждения экспертов в лондонской студии — у них общей границы с Британией нет и о британских «зеленых человечках» никто никогда не слышал...

Александр Зимовский: Возможно, у Великобритании нет сил, которые ставят целью возвращение Индии в корону Британской империи. Но и в России публично, на уровне правительства, президента России, тоже никто не высказывает желания вернуть Беларусь в корону Российской империи.

Еврорадио: И как, по вашему мнению, будут складываться взаимоотношения между Россией и Беларусью — сможем спорные вопросы разрулить или будет дальнейшее «нагнетание»?

Александр Зимовский: Все эти вопросы будут фоновыми, пока не станет понятным отношение Трампа к России. Если на все это смотреть с российской стороны, то вопросы, связанные с Беларусью, — второго или третьего плана. Так как то, как будут складываться российско-американские отношения, отразится на всем Балто-Черноморском регионе. Если у России будут развязаны руки в этом регионе в связи с изменением политики США — это будет одна политика в общении с Беларусью. Если понадобится больше времени и ресурсов на обустройство отношений между Россией и США в том ключе, как их видит Путин, — это будут другие условия для развития наших отношений.

Еврорадио: Какой вариант развития событий наиболее негативный для Беларуси?

Александр Зимовский: Наиболее негативный вариант для Беларуси — внутриэкономический кризис. Если этот кризис усилится, это будет исключительно внутрибелорусский вопрос: к кому Беларусь будет обращаться, чтобы из этого кризиса выбраться, — к Востоку или Западу? Это будет главный вопрос для Беларуси в 2017 году.

Интервью для Еўрарадыё, полная версия