Путин и shit на вратах Цареграда

Извинения турецкого президента Эрдогана являются логическим продолжением феноменально успешной внешней политики президента России Владимира Путина.

Символично, что содержание этого письма стало доступным широкой публике именно после того, как Великобритания эффектно хлопнула дверью, покидая Евросоюз (а это ещё одна победа Путина, как несколько ранее заявил посол Майкл Макфол, возглавлявший недавно американскую дипмиссию в Москве).

Почему я акцентирую внимание на связи между этими двумя событиями? Потому что с уходом Британии двери ЕС захлопнулись наглухо для топчущихся там ходатаев. Следует напомнить, что первой в этой очереди стояла именно Турция, и вопрос об отмене виз для турецких граждан при въезде в ЕС считался практически решённым.

Но вот туманный Альбион, уходя, облегчил кассу Брюсселя на 15,5 миллиардов  евро ежегодных членских взносов. И теперь Турция гарантированно не получит 6 миллиардов евро, которые ей обещала канцлер Германии Ангела Меркель за решение проблемы с беженцами и мигрантами.

Вопрос с визами для турок должен быть решён до конца июня, это публично обещал председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер на саммите ЕС-Турция три месяца тому назад в Брюсселе. Июль уже стучится в двери – виз нет. И денег от Меркель нет, не пришли.

Можно ещё привести расчёты потерь Турции в результате весьма скромных ограничительных мер, я бы сказал, точечных мер, применяемых Россией по отношению к субъектам турецкой экономики. Коллеги-аналитики в Стамбуле, по моей просьбе, нашли данные крупнейшего турецкого исследовательского центра SETA. По его оценкам Турция в 2016 году не доберёт около 11 миллиардов долларов в таких секторах как строительство и недвижимость, сельское хозяйство и текстильная отрасль. Про туризм и говорить не буду. Ещё год без русских, и этот бизнес просто умрёт там.

В этой ситуации президент Эрдоган и направляет президенту Путину письмо, по тональности удивительно похожее на «Извинительную грамоту» персидского Фетх Али-шаха государю императору Николаю I за гибель А.С. Грибоедова.

В этой грамоте, переданной, как бы мы сейчас сказали, по дипломатическим каналам, шах пишет: «О, Великий император! Примите нашу просьбу и забудьте событие, которое причинило столько же горя  <Ирану>, сколько и России. Забудьте, ибо весь мир будет знать о том, что даже при подобных чрезвычайных обстоятельствах мудрость и разум двух падишахов и их взаимодоверие могут устранить все опасности, рассеять неуверенность и страх ради установления отношений согласно своим желаниям».

Разумеется, в нашем случае «забыть» не получится, потому что да, в числителе извинительное письмо, но в знаменателе остаётся погибший пилот. И ответственность за это никак не делится поровну и без остатка.

Этот факт слишком очевиден. Поэтому в Турции вновь попал под следствие подозреваемый в убийстве пилота Су-24 боевик-туркоман Алпарслан Джелик. То есть письмо сопровождается демонстрацией готовности к дальнейшему исполнению требований России. Джелика они не выдадут, разумеется, даже если суд признает его убийцей. Но шаги навстречу очевидны.

Я не случайно говорил выше о дипломатических победах Путина. Сейчас Россия мощно реализует свой проект по созданию гибкой системы двусторонних договоров и конфигурированию различных глобальных коалиций. Мы предлагаем формат диалога с Германией, диалога с Францией, другими центрами силы в Европе, и не только в Европе, разумеется. При этом Россия настаивает, что диалог vis-à-vis обязан предполагать наличие стороны, у которой есть и намерение, и воля выполнять договоренности, а не вилять задом. Решать вопросы, в общем. Но Ганди, как известно, умер.

В Турции таким человеком, исполняющим договоры и решающим вопросы, мог быть президент Мустафа Кемаль Ататюрк. Президент Эрдоган тоже хочет стать Ататюрком, это понятное и справедливое желание, потому что в 2023 году будет столетие Турецкой Республики. И в новое столетие Турцию хочет повести, конечно же, Эрдоган. Но сможет ли он осуществить свою мечту? А вот это уже зависит от России.

Потому что все «партнёры» по НАТО и ЕС Турцию уже «кинули». И мы вернулись к тому, что говорил когда-то канцлер Российской Империи Александр Михайлович Горчаков: «Ни один здравомыслящий русский не думает о завоевании Турции и о присоединении себе Константинополя. Такое расширение было бы не усилием, а ослаблением России. Центр тяжести перенесся бы с севера на юг, в нерусские земли. Через это владычествующая народность потеряла бы свою особенность и неизбежно получила бы второстепенное место. Россия превратилась бы в нечто, подобное древней Римской империи, которая, безмерно расширив свои пределы, пала от внутреннего расслабления. Если Россия должна оставаться Россией, она не может сойти со своего места и стать у Средиземного моря». Кстати, государь император
Александр II подчеркнул весь этот абзац всеподданейшей записки Горчакова, и написал: «Совершенно справедливо».

России нужна дружественная Турция, это вполне очевидно. И очень логично. В конце концов, это же не Россия распилила Блистательную Порту в 1922 году, это сделали как раз англичане, французы и другие «тоже европейцы». А помогали спасти Турцию товарищи Ленин, Ворошилов и товарищ Аралов, основатель ГРУ, кстати. Видите, какая чёткая историческая параллель!

Можно напомнить и позицию СССР, изложенную в Заявлении от 30 мая 1955 года, об отказе Армянской ССР и Грузинской ССР от территориальных претензий к Турции и обеспечении безопасности СССР со стороны Проливов на уловиях, одинаково приемлемых как для СССР, так и для Турции. Именно тогда окончательно были урегулированы все территориальные споры, имевшие место на протяжении пяти столетий русско-турецких отношений.

Поэтому турецким политикам следует чаще ходить на экскурсии к Cumhuriyet Anıtı (монумент «Республика») на площади Таксим в Стамбуле. Там все инструкции зашифрованы, надо только уметь читать.

Комментарий телеканалу «Звезда»