Национальная идентичность vs. космополитическая идентичность

Космополитизм: многоуровневая теория

Космополитизм функционирует на разных уровнях и приобретает разный смысл в зависимости от того, идет ли речь о вопросах права, политики, экономики или культуры.

Правовой космополитизм главным образом касается справедливости в мировом масштабе и соблюдения прав человека. Он бросает вызов практически исключительной способности нации-государства действовать как верховный арбитр в вопросах о том, что следует или не следует считать нарушением прав человека на своей территории.

Политический космополитизм. Глобализация способствовала созданию не существовавших раньше политических пространств, в которых осуществляется взаимодействие национальных, интернациональных, транснациональных и наднациональных акторов, а также организаций и институций. На мой взгляд, возникновение этих новых «глобальных политических пространств» может либо содействовать распространению космополитических принципов, либо, напротив, на волне своего беспрецедентного влияния вознести авторитарные и неофашистские доктрины, равно как и новые виды фундаментализма, враждебно настроенные по отношению к глобальной справедливости и защите прав человека. Совершенно неясно, движемся ли мы к миру, где больше свободы и равенства, или же, наоборот, нам предстоит столкнуться с новыми формами тирании.

Например, восприятие терроризма как непреходящей угрозы — реальной, возможной или воображаемой — может быть использовано для урезания гражданских свобод, распространения механизмов наблюдения и слежки за гражданами и ограничения их свободы передвижения. Авторитарные популистские партии, наживающие свой политический капитал на антииммигрантских настроениях, охвативших западный мир, могут занять новые глобальные политические пространства.

Экономический космополитизм заключается в применении космополитических принципов к торговым и трудовым отношениям во всех частях мира. Действие в соответствии с принципами космополитизма автоматически повлечет за собой конец политических и экономических доктрин, основывающихся на эксплуатации «других», как бы эти другие ни определялись. Следует ожидать, что абсолютная приверженность космополитизму будет означать конец доктрин, в основании которых лежит идея о получении прибыли за счет использования других людей в собственных интересах. Вообще говоря, я предвижу мощное сопротивление введению этого принципа.

Культурный космополитизм. Я утверждаю, что следует провести четкое различие между тремя основными понятиями: глобальной культурой, космополитической культурой и культурным космополитизмом. Говоря о «глобальной культуре», я имею в виду мировую культуру, которая представляет собой смешение элементов, возникших в широком разнообразии традиций. В настоящее время не существует единой глобальной культуры, несмотря на то что некоторое ограниченное число культурных элементов приобрело глобальный масштаб. Сейчас мир представляет собой богатое разнообразие культур, большинство из которых было создано конкретными нациями и ассоциируется именно с ними. До сих пор национальное государство было самым эффективным творцом и распространителем гомогенизирующей культуры и языка среди разнородного населения, собираемого на одной территории.

Под «космополитической культурой» я имею в виду культуру, которая, будучи глобальной по масштабу, должна к тому же быть приверженной идее фундаментального равенства и свободы людей. Именно по этому согласию с космополитическими ценностями следует в конечном счете определять, можно ли считать конкретный элемент некоторой культуры компонентом культуры космополитической.

Космополитическую культуру можно определить как гибридную культуру, призванную преодолеть этноцентризм и готовую подчеркнуть те культурные черты, которые способны объединить людей, а не разделять их. Такая культура способна быть текучей, динамичной и открытой изменениям. Она добавила бы тонкий слой идентичности с сильной моральной перспективой к национальным и локальным идентичностям граждан. Без сомнения, неизбежное возникновение космополитической культуры ставит серьезные вопросы о том, кто должен действовать в качестве ее создателя, кто должен финансировать ее распространение и определять ее содержание.

Я определяю «культурный космополитизм» как усилие по созданию мировой культуры, основывающейся на идеях равенства и свободы. Это новый тип культуры, глобальной по масштабу и выходящей за пределы традиционных функций нации, а также и за границы возникающих наднациональных культур, таких как зарождающаяся культура Европы, которую продвигает ЕС.

На мой взгляд, построение космополитической культуры — чрезвычайно сложная моральная задача, решение которой должно базироваться на следующих принципах.

1. Принцип эгалитарного индивидуализма подразумевает, что все люди суть свободные и равные создания; но применительно к культуре я не интерпретирую этот принцип как принцип равенства всех культур — по крайней мере, если принять космополитическую перспективу, согласно которой следует проводить различие между принципами, согласующимися с космополитическими ценностями, и теми, что им противоречат.

Космополитическая культура должна исключать присутствующие в некоторых национальных и других типах культур ценности, принципы и социальные практики, отрицающие равное достоинство всех человеческих существ. Она должна отвергать все аспекты конкретных культур, терпимо настроенные, защищающие и продвигающие дискриминацию и неравенство по признаку пола, возраста, здоровья, расы, религиозной веры, социального статуса, равно как и другие механизмы, используемые для исключения людей или ограничения их свободы.

2. Принцип взаимного признания подразумевает, что индивиды могут быть свободными и равными только в том случае, если они признают друг друга в качестве таковых. И космополитизм не должен навязываться каким-то внешним Левиафаном, конституцией или законом, потому что для существования ему необходимо активное участие всех индивидов без исключения.

Тем не менее, мы можем прибегать к согласию, коллективному принятию решений и свободе действия как принципам, требующим свободы и равенства всех людей. Диалогическая демократия должна действовать как механизм, посредством которого могут быть достигнуты соглашения и приниматься решения.

3. Принцип беспристрастного морального суждения подразумевает, что все люди должны быть способны выйти за пределы своих национальных и локальных культур для того, чтобы создать прозрачное пространство [дискурса], свободное от предрассудков и стереотипов, в рамках которого они могли бы свободно и неограниченно рассуждать. Неверно заявлять без соответствующих оговорок, что космополитическая культура воспевает различие, разнообразие и гибридность. На мой взгляд, разнообразие, различие и гибридность можно считать компонентами грядущей космополитической культуры, только и если только они уважают космополитические ценности. Существуют многочисленные примеры широкого разнообразия культурных элементов, вносящих вклад в безоговорочное воспевание разнообразия и гибридности внутри уже зарождающейся глобальной культуры; однако многие из них никогда не превратятся в подлинно космополитическую культуру, если только ей вообще суждено возникнуть и соответствовать этому имени.

Национальная идентичность vs. космополитическая идентичность