Про санкции и аберрацию близости

Отмена санкций ЕС против Беларуси, которую ещё иногда тактично называют «частичной отменой», есть, как говорил монтёр Мечников, «продукт при непротивлении сторон».

Мне бы не хотелось тратить время читателей на геополитические пасьянсы о важности Беларуси, например, в случае войны. Опыт Крыма и Сирии показал, что для войны достаточно иметь военную силу и властную волю для проекции этой силы в нужном направлении. А территория чужих стран в этом случае никакого значения не имеет.

В международных отношениях важен язык жестов.

В Беларуси освободили нескольких осуждённых, которых ЕС относил к разряду политических. Беларусь наличия «политических» не признавала, но освободила. Жест налицо.

Комментарий для "Генерального директора"
Комментарий для "Генерального директора
"

Внутренние оппоненты Лукашенко улучшения ситуации с правами человека в Беларуси не увидели. Ну, что же, это называется аберрация близости. Смотришь в книгу – видишь фигу.

А вот ЕС увидел в Беларуси позитивные тенденции в вопросе ситуации с правами человека, потому что большое видится на расстоянии. И сделал ответный жест.

На самом-то деле это ЕС подаёт сигналы не Беларуси, а России. Намекает, что надо бы какой-то жест от Путина. Чтобы преодолеть «мёртвую точку» Украины и двигаться дальше. Но это так, детали.

Мы же взглянем на экономический аспект. ЕС сохранил эмбарго на военно-техническое сотрудничество. Остальные экономические отношения могут развиваться. Как они будут развиваться?

Беларуси нужны:

а) деньги; б) деньги;

в) и ещё раз деньги.

Некоторые говорят, что нужны технологии. Это чушь. В Беларуси невозможно собирать продукцию Эппл. Не та концентрация внимания, тремор рук по утрам и слишком толстые пальцы.

В Беларуси экономический/промышленный контур, заложенный коммунистами в 60-х годах прошлого века. Он пока работает, поэтому нужны деньги для его поддержания на ходу, для какой-никакой модернизации, о чём в Минске часто говорят. Здесь введение, а затем отмена санкций вообще никакого эффекта не дали. Для белорусского контура больше подходят китайские технологии, а к ним доступ свободный.

И единственная польза от прекращения санкций – возможность для Беларуси и её банковского/промышленного сектора выйти на рынок частных заимствований. Всё, что мне, как гипотетическому директору нужно, это доступ к неограниченному кредиту в евро и/или долларах под 3-5% годовых, лет на 20. Сейчас такая возможность, теоретически, открыта.

Ну, а кто как ею воспользуется – это вопрос личной заинтересованности. Как всегда.

Комментарий журналу «Генеральный директор»