Идеологический архитектор и мастодонт

Как повлиял кризис на медиа-пространство Беларуси? Реально ли в нынешних условиях зарабатывать на СМИ и надо ли проводить оптимизацию кадров? Какие тенденции наметились на медиа-рынке и чего ждать в перспективе? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью «Генеральному директору» отвечает мастодонт белорусской журналистики, экс-руководитель Белтелерадиокомпании Александр Зимовский.

— У Вас опыт антикризисного управления СТВ и Белтелерадиокомпанией. Какие методы Вы применяли для вывода каналов из финансового кризиса? Проводилась ли оптимизация персонала? Каким образом? Были ли различия в ситуации на СТВ и БТ?

— Должен сразу сказать, что названные вами компании на 100% финансируются государством. Поэтому говорить об их финансовом кризисе не имеет смысла. «Как платят – так и работаем». Вам, конечно, известна такая доктрина. Так что никакой разницы между ними нет. Только в численности. На СТВ у меня работало 200 человек, на БТ – 3500. А передо мной стояла довольно простая задача: за имеющиеся деньги превратить эти компании в эффективно работающие пропагандистские машины. И я эту задачу в короткие сроки решил. Если понимать под оптимизацией увольнение персонала, то этого не было. С моей точки зрения, оптимизация – это когда ненужные вам сотрудники сами увольняются, а оставшиеся начинают много и хорошо зарабатывать, принося пользу компании.
— Что полезного из менеджмента телеканалов могут применить руководители предприятий?

— Менеджмент телеканалов – это внеэкономическая категория. Это девочки-мальчики, дяди-тёти, именуемые редакторами/продюсерами/директорами, в лучшем случае, они могут для вас за пивом сбегать, это уже вершина эффективности. Но есть такое понятие, которое я первым внедрил в Беларуси – «экономика телевидения».

Интервью журналу "Генеральный директор"
Интервью журналу "Генеральный директор
"

В упрощённом варианте это значит сокращение издержек и увеличение продаж. Телевидение продаёт рекламодателям свою аудиторию. Чтобы аудитория росла, надо делать для неё привлекательный контент. Это любой директор завода поймёт – наращивай объёмы продаж и будешь как сыр в масле. Переходящие знамёна, премии, ордена, вот это всё (смеётся).

— Есть ли для СМИ достойная альтернатива деньгам от рекламы? Какие медиа сегодня могут быть прибыльны без рекламодателя?

— Давайте мух от котлет отделим, по нашему славянскому обычаю. Если ты строишь ТВ, как добрую машину пропаганды, про коммерческую отдачу сразу забудь. Отдача твоя будет в ящиках для голосования. imageПоэтому для государственного ТВ впереди только одна дорога: абонентская плата или налог на телеприёмник. Тогда там не будет рекламы – чистая, незамутнённая пропаганда без всяких признаков коммерции.
Но если вы запускаете коммерческое ТВ и собираетесь на нём зарабатывать, то одного выпуска новостей в год вполне достаточно. Всё остальное, на чём делают деньги – шоу, сериалы, реалити, развлекуха, спорт, ещё больше спорта, очень много спорта... Причём всё это на платной основе. То есть сегодня мировая тенденция в телевидении – это платный контент. Хочешь смотреть сериалы без рекламы – плати за подписку на нишевый канал. Значит, опять как на заводе: вари хорошее мыло, продавай косметику, завоёвывай популярность, и будет прибыль.

— Как повлияло на распределение зрительской/читательской аудитории уменьшение доли печатных СМИ? Сайты и телеканалы сумели монетеизировать увеличение аудитории?

— Если люди перестали читать газеты, это не значит, что они стали больше смотреть телевизор, скорее, наоборот, они и ТВ стали меньше смотреть. Поэтому здесь тенденция следующая. Некоторая часть населения привыкла читать газеты по утрам. Эта часть населения уменьшается, но её достаточно, чтобы поддерживать тиражи на уровне от десяти до ста тысяч экземпляров, то, что сегодня в Беларуси можно продать через киоски. Есть подписка, но это опять-таки, категория внеэкономическая, и Вы это знаете не хуже меня. Что до белорусских сайтов и телеканалов, то смею предположить, они ничего серьёзного на этой тенденции не поимели. Разве что на булавки.

— Какие новые тенденции Вы можете отметить на медиа-пространстве? Как повлиял кризис на этот рынок?

— Могу сказать, что дрейф в сторону предложения платного контента в Интернете продолжается. Телевидение остаётся главным поставщиком информации, но теряет позиции, как источник развлечений. У газет (это собирательный образ) две тенденции. Либо ты идёшь в таблоиды, либо смещаешься в сторону качественной журналистики и аналитики, предлагаемой читателям за деньги (это я про интернет-версии газет). То есть выезжаешь на бренде и авторитете. А как кризис повлиял? Да просто денег стало меньше, и те деловые люди и структуры, кто держал карманные СМИ, чтобы попонтоваться, немедленно стали их закрывать. Обычное дело.

— Экономические санкции против России изменили российские СМИ. Закрылось много газет, каналы сократили объемы развлекательного и художественного производства. Белорусы – и сотрудники СМИ, и простые потребители — как-то отреагировали на эти изменения?

— Белорусы, которые не имели ренты в виде дешёвого жилья в России, массово побежали обратно. Кто поумнее, те остались, конечно. Россия считает в рублях, белорусы в долларах. Пример: журналист-москвич средней руки получает 70 тысяч рублей и не сильно страдает по поводу курса российского рубля, жить в Москве и Питере дешевле, чем в Минске, вы уж поверьте. Для белорусского журналиста-гастарбайтера, который тоже получает 70 тысяч рублей, падение курса российского рубля это катастрофа. Ну, как же, было 2100 долларов, а стала тыща. Жить с этой психотравмой белорус не может, и уезжает обратно. Всё просто.

— Вы называете себя антикризисным менеджером. Смогли бы разрулить проблемы производственных предприятий?

— У меня устойчивая репутация топ-менеджера, который всегда создаёт надёжно работающие системы и даёт высочайшую норму прибыли. Антикризисным менеджером меня называете вы, я польщён (смеётся). Разумеется, при гарантии полной свободы действий, я могу поднять любое белорусское предприятие, а то и отрасль.

image— В свое время БТ активно пропагандировало белорусскую экономическую модель, оказавшуюся, как показали последние события, в большой зависимости от курса российского рубля, цен на нефть и росийских рынков сбыта. Возможно, своевременное реформирование экономики позволило бы избежать нынешней тяжелой ситуации. Не жалеете, что потратили силу своего организаторского и журналистского таланта на идею, оказавшуюся не очень эффективной?

— Опыт показывает, что наиболее эффективна та экономическая модель, которая не создаёт очередей за хлебом. В этом смысле белорусская модель – одна из лучших в мире, и я горжусь тем, что был её идеологическим архитектором. Во всяком случае, мне удалось убедить население довольно большой европейской страны в том, что белорусская модель хороша, и отказываться от неё не следует.

— Чем вы сейчас занимаетесь в плане работы? Скучаете по телевидению, хотели бы вернуться?

— Я занимаюсь консультированием в области медиа и взаимодействия с медиа, а также разработкой и планированием различных информационных кампаний. Так или иначе, они связаны с телевидением. Так что я не скучаю.

Беседовала Ольга ТАРАСЕВИЧ