Реквием бомбардировщику Су-24

В русско-турецком воздушном инциденте есть нюанс, про который все старательно пытаются забыть, заболтать. Этот нюанс называется война. У этой войны есть аспект – это война против ИГИЛ. И есть атрибутирование – это война, которая ведётся с воздуха по наземным целям противника, не имеющего сколько-нибудь серьёзной ПВО и авиации. Ну, по крайней мере, так думали в штабах.

Однако в штабные схемы вкралась ошибка. Небо над Сирией не находится под суверенным сирийским контролем. Это ничьё небо, в котором свободно оперируют американские, французские и турецкие военные самолёты и вертолёты. Особенно турецкие. ВВС Турции регулярно проводят боевые операции в небе Сирии примерно с 2011 года, нанося удары то по курдам, то по кому-нибудь ещё, исходя из тактических, но, главным образом, военно-политических соображений. Сирийцы в долгу не оставались, и, случалось, сбивали турецкие боевые самолёты. А ещё над Сирией регулярно появляются израильтяне.

Это, так сказать, вводный инструктаж. Не я его должен был проводить, но так уж вышло. Всего-то надо было послать русских офицеров связи в Инджирлик, где базируется 10-е авиакрыло ВВС Турции и Второе командование ВВС Турции, в чьей зоне ответственности находится турецко-сирийская граница. Просто для координации действий.

Тем более, что с Турцией у России были вполне себе нормальные отношения, и Путин с Эрдоганом не далее как ровно за два месяца до инцидента с самолётом вместе открывали в Москве Соборную мечеть.

Но нет, возникло сильнейшее головокружение от успехов. А головокружение от успехов, как говаривал товарищ Коба Виссарионович Сталин, это такая болезнь, которая лечится только на лесоповале.

Тезис «война слишком серьёзное дело, чтобы её доверять генералам», оказался благополучно забыт. Военная составляющая, точнее пиар на военной составляющей, стал доминировать в неокрепших мозгах людей, ранее никогда и нигде не воевавших. И никто не заметил, что где-то в гробу уже ворочается «лучший министр обороны всех времён и народов» П.С.Грачёв и его парашютный полк, так и не взявший Грозного. Военное начальство сыпало в телеэкраны цифрами и стремилось каждый день «доложить успех». Так что инцидент со сбитым самолётом был лишь вопросом времени.

Теперь пару слов о военном уставе. Истерика по поводу сбитого самолёта – это калька с реакции двух украинцев, которые, узнав, что их будут пиздить, и возможно ногами, удивлённо восклицают: «Мыкола, а нас за що?» То есть, выяснилось, что русские экипажи не готовы к возможному активному противодействию. Ну, и кинулись генералы прикрывать свои жопы от гнева Верховного Главнокомандующего (потеря самолёта с перспективой гибели пилотов, это трибунал, если по уму). Отсюда такой хаос на первом этапе освещения инцидента в российских СМИ. Метались, искали, как безопаснее сказать Путину.

Что до ошибки пилотов и их попадания/непопадания на территорию Турции, то этому есть два довольно внятных объяснения.

Первое – это общая установка операции. Она неоднократно озвучивалась и выглядит примерно так: «Игил – не игил, нам похуй, главное над целью разгрузиться и доложить». Тут, понятное дело, не до соблюдения неприкосновенности чужого воздушного пространства. Опять же, война всё спишет.

Второе – это слабое знакомство пилотов с картой театра боевых действий. Многочисленные прессухи русских генштабистов показывают, что и сами операторы не имеют точных топографических карт района боевых действий.

В точности, как у русско-украинского писателя Гоголя: «Я открыл, что Китай и Испания  совершенно  одна  и  та  же земля, и только по невежеству считают их за разные  государства.  Я  советую всем нарочно написать на бумаге Испания, то и выйдет Китай». Вот и написали «Сирия», а вышло «Турция».

И last but not least. Русская авиагруппа прилетела в Сирию на войну, а не на прогулку. На войне пилоты убивают, случается, что и пилотов сбивают. Не бывает таких пилотов, которые могут сказать командиру эскадрильи: «Иди ты нахуй, я против F-16 на этом гробу воевать не подписывался. Сам лети!»

Так что выбор небогатый – либо усвоить урок, либо сворачивать операцию под предлогом необходимости ротации и убытия на рождественско-новогодние каникулы. Россия поймёт, простит, а там и забудет.

Главное, не забыть в спешке пилотов сбитого Су-24. Они свой долг выполнили.