Ахалъ-Тэкинская экспедицiя генерала Скобелева въ 1880—1881гг

Для болѣе яснаго представленія положенія обѣихъ нашихъ коммуникаціонныхъ линій и оазиса Ахалъ-Тэке, необходимо сдѣлать краткое топографическое описаніе юго-западной части Закаспійскаго края. — Обширное пространство между Аму-Дарьей, старымъ русломъ этой рѣки, Каспійскимъ моремъ и горными хребтами Эльборусскимъ и Копепетдагскимъ представляетъ изъ себя низменность, понижающуюся на западъ въ Каспійскому морю. Середина этого пространства, вслѣдствіе полнаго безводья, совершенно необитаема. Населенныя мѣста лежатъ по берегу Каспійскаго моря и сѣверной покатости хребта Копепетдага, по рѣкѣ Мурзъ-Оби, на одной параллели съ хребтомъ Копепетдага, по лѣвому берегу Азгу-Дарьи отъ авганской границы и на южныхъ окраинахъ Хивинскаго ханства. Во всѣхъ этихъ мѣстахъ группируется населеніе туркменъ почти всѣхъ племенъ Ахалъ-Тэке.

Если восточный берегъ Каспійскаго моря, отъ Красноводска до Чигишляра или устьевъ Атрека, принять за основаніе, то образуется трехъугольникъ: одна сторона его на сѣверъ, начиная отъ Красноводска и Балканскаго залива, составляетъ протяженіе горнаго хребта, прерваннаго въ двухъ мѣстахъ. Часть его между первымъ прорывомъ и Балханскимъ заливомъ, въ который когда-то впадала Аму-Дарья, носитъ названіе Большихъ Балханъ; вторая часть хребта между прорывами называется Малыми Балханами. Отъ втораго прорыва далѣе къ югу, до половины горной системы, хребетъ называется Кюриндагомъ. Остальная, южная половина хребта извѣстна подъ именемъ Копепетдага или Дашанъ и Кухъ.

Вершину трехъугольника составляетъ узелъ соединенія хребтовъ Копепетдага и Эльборуса. И, наконецъ, третью сторону треугольника, южную, составляетъ вѣтвь Эльбургскаго хребта до Каспійскаго моря. Съ южной стороны трехъугольника вытекаетъ рѣка Атрекъ, которая, прорываясь сквозь Эльбургскій хребетъ, входитъ въ самый трехъугольникъ, направляясь отъ хребта къ сѣверу. Въ этомъ пространствѣ беретъ начало Гургенъ, впадающій въ Каспійское море южнѣе Атрека. Верстъ на 100 не доходя до Каспійскаго моря, въ Атрекъ вливается самый значительный притокъ его, Сумбаръ.

...Узкая полоса земли, удобная для хлѣбопашества и тянущаяся по сѣверной сторонѣ Копепетдагскаго хребта отъ его начала съ Кюриндага у Кизилъ-Арвата до окончанія близъ Персидский провинціи Дарагсзъ, есть базисъ Ахалъ, заселенный самымъ воинственнымъ племенемъ туркменъ-тэкинцами. Съ сѣверной стороны этого оазиса лежитъ обширная песчаная пустыня, почти неизслѣдованная. Длина оазиса отъ Кизилъ-Арвата до Гяурса почти 260 верстъ и не болѣе 20–30 верстъ въ ширину. Близъ Геокъ-Тэпе, гдѣ сосредоточена главная масса населенія тэкинцевъ и находится ихъ важная крѣпость Денгиль-тэпе, ширина оазиса доходитъ до 60 верстъ.

Восточное прибрежье Каспійскаго моря своими пунктами Красноводскомъ и Чигишляромъ соединяется съ Ахалъ-тэкинскимъ оазисомъ при посредствѣ двухъ коммуникаціонныхъ линій — атрекской и михайловской. Обѣ линіи сходятся вмѣстѣ на передовомъ посту Бами, лежащемъ по ту сторону Копепетдага, у его подножья.

Остров Челекень
Остров Челекень

Соединеніемъ этихъ путей образуется искусственый треугольникъ, основаніемъ котораго служитъ береговая линія между Чигишляромъ и Михайловскимъ заливомъ.

Постъ Бами, состоящій изъ стариной тэкинской крѣпости, былъ занятъ генераломъ Скобелевымъ безъ всякихъ потерь, вскорѣ послѣ пріѣзда генерала въ Закаспійскій край.

До того времени крайнимъ пунктомъ, занимаемымъ нашими войсками, былъ Дузъ-Олумъ. лежащій почти на серединѣ линіи отъ Чигишляра до Бами. На этомъ протяженіи, около 314 верстъ, располагалось 7 военныхъ постовъ.

Чигишлярская или атрекская линія въ предшествовавшей экспедиціи составляла единственную военную дорогу къ оазису. Что же касается до михайловской линіи, то организована она была недавно — вскорѣ послѣ занятія Скобелевымъ передоваго пункта Бами. По длинѣ ея отъ Бами до Михайловскаго залива было устроено 5 военныхъ постовъ. Эта вторая коммуникаціонная линія заканчивалась не въ Красноводскѣ, а въ Михайловскомъ заливѣ, такъ какъ послѣднее направленіе ея сокращало длину утомительнаго пути по пескамъ слишкомъ на 100 верстъ; разстояніе, которое совершалось съ удобствомъ и въ короткое время моремъ отъ Красноводска на Михайловскій валивъ, съ послѣдняго началась уже закладка паровой желѣзной дороги. Эту дорогу предполагалось вести по направленію къ передовому пункту.

Количество войска, расположеннаго на постахъ и находившагося вообще въ Закаспійскомъ краѣ, простиралось до 5,000. Численность ихъ должна была быть увеличена почти вдвое новыми полками съ Кавказа, перевести которые, съ западнаго берега на восточный, предполагалось лишь послѣ доставки всего продовольствія въ передовой пунктъ. Дѣлалось это въ видахъ экономіи въ потребленіи довольства, перевозка котораго поглощала много времени и массу труда.

 

Изъ воспоминаній д-ра А.В.Щербака. Изданіе второе. С-Петербурргъ, 1900 г.