Следующий крах товарного рынка: социальные сети

В наши дни нет сферы, которую с большей вероятностью ожидает ураган такой же силы, что в данный момент опустошает ресурсный сектор, чем социальные сети. Эту отрасль добычи всех и всяческих социальных данных и «зрачков как валюты» вскоре захлестнет такое количество паникующих продавцов, что у последнего человека, который будет выключать свет перед выходом, не хватит времени на селфи.

Когда это случится, события будут развиваться так стремительно, что застанут врасплох такое же, если не большее количество людей, что и похожий интернет пузырь конца 1990-х гг. Почему? Потому что почти все, кто в данный момент вовлечен во что-либо «социальное» (включая переживших крах предыдущего пузыря), бесповоротно и бескомпромиссно верят, что «на этот раз — все иначе».

Последние несколько недель я отслеживал несколько новостных порталов, ориентированных на венчурные проекты, а также несколько «инсайдерских» технологических сайтов. Именно в таких местах можно получить хорошее представление о том, что происходит в определенном «мире». А также о том, как этот мир видит себя и куда он движется. И чем больше я слушал, читал и смотрел? Тем больше я убеждался в том, что социальные сети (вместе с Кремниевой долиной) ожидает хаос, то есть разрушительное свидание с реальностью, крокодиловы слезы и разочарование.

По моему мнению, ни одна отрасль не напоминает ресурсы больше, чем социальные сети. Товары, такие как «тоже участвовал» или «и я, и я», там просто повсюду. Ходить сделать и поделиться селфи? А как, например, поделиться тем, что вы ели на ужин, или сообщить миру о том, что вы приняли душ, или даже почистили зубы? И даже для этого есть приложение или социальная сеть.

Есть не просто «приложение» или «сайт», их аж 12,946,294,946,038 и это число не прекращает расти. И каждое приложение можно попробовать бесплатно, если возникнет желание. Если, конечно, у вас такая продолжительность жизни.

Хотите знать грязный маленький секрет, почему они бесплатные? Потому что их «целевая аудитория» откажется от них за наносекунду (если не быстрее) и бросятся к следующему в очереди, задумай они попросить за себя хоть копейку. Клиентская верность означает «дай бесплатно», а не то! И есть еще один маленький грязный секретик, который одни считают богохульством, а другие – порнографией и чтобы узнать его не требуется кредитная карта. Когда деньги заканчиваются, то 150 млрд (или сколько их там) покрасневших зрачков, не способных заплатить, ничего не стоят.

Но подождите, я что-то слышу сквозь мой монитор: А как же реклама?! Ты забыл про рекламу, рекламную выручку. Зрачки для рекламы!!

Точно. А знаете, почему я их не упомянул? Зрачки за рекламу – это, наверное, самый эксплуатируемый и истощенный ресурс в пользовании социальных сетей. И знаете что? 250 млрд зрачков не стоят и на 10 центов больше, чем 150 млрд, если полученные в результате продажи дают нетто прибыль, равную нулю. На самом деле и 150 млрд зрачков не стоят и на 1 цент больше, чем просто 100 зрачков, если опять же полученная в конце прибыль равняется Нулю. И я считаю, что многие рекламодатели, платящие в данный момент за эту рекламу, переоценят и распределят драгоценные бюджетные доллары в другие сферы. Почему?

Потому что у них зрачков больше, чем достаточно. И им не нужен еще 1. Этот ресурс был добыт, собран и засунут на складские полки до бесконечности. То, что нужно рекламным долларам и покупателям рекламы, это зрачки, связанные с кошельками, у которых, в свою очередь, есть готовность и желание тратить. Потому что компании, предоставляющие эти драгоценные рекламные доллары, потребуют именно этого. Именно это будет испытанием жизнеспособности любой платформы в ближайшие недели, месяцы или даже годы. И это не ресурс.

Любая компания, способная показать, что она может предоставить 10 платящих клиентов против 200 трлн бесплатных зрачков, будет держать ключи к сундукам этого сектора. Что бы ни говорилось в финансовых СМИ, а также мейнстрим СМИ, — социальные сети этих результатов не дают. И по мере того как экономика погружается в стагнацию или даже падает, достижение этого результата, — то есть получение нетто прибыли через элементарную арифметику 1+1=2, будет также ценно как золото.

Недавно я выступил с небольшой речью на ланче для организации, выстроенной вокруг старт-апов и венчурного финансирования. Эта организация – заметный игрок в этой сфере и расположена на Среднем Западе. После окончания моего выступления в рамках вопросов и ответов мы погрузились чуть глубже в мировоззрение старт-апов и социальных сетей. Дискуссия подтвердила большую часть из того, о чем я ранее говорил.

Во-первых, что касается таких элементарных финансовых индикаторов, как возврат на инвестиции (R.O.I.) на рекламные расходы, то результаты, полученные в ходе использования этих платформ, и я повторяю здесь, что это их сфера и рынок идей и инвестиций, — были не ужасными, — они были чудовищно катастрофическими. Вовлечение и все остальное оказываются несуществующими, — «пустая трата времени и денег». Опять же источником всего этого является компания, которая предположительно должна быть самым большим энтузиастом.

Дни бодрых приветствий прошли и это заметно на лицах людей, потерявших былые иллюзии. Из разговоров с ними можно также сделать  вывод, что расставание с Кремниевой долиной привело к возвращению критического мышления. Ведь если вы оказались в убыточной яме, выход заключается не в том, чтобы продолжать копать. Он в том, чтобы перестать копать, и, что еще более важно, — двигаться дальше. Кремниевая долина все еще копает и производит товар, который многим, когда-то полным энтузиазма клиентам более не нужен. У них уже и так больше не конвертированных (в прибыль) зрачков, чем требуется.

Помните: если «зрачки» являются священным граалем всех метрик независимо от платформы, то почему Yahoo™ (которая кичится более чем 800 млн ежемесячных пользователей) не стоит куда больше, чем сейчас? Или точнее, почему она снова падает, как свинцовый дирижабль? Все очень просто – она была просто посредником для своей доли в Alibaba™, а также ее будущей продажи. Похоже, что ни одна из этих двух задумок не срабатывает, а чтобы в этом убедиться стоит лишь посмотреть на график или на свой (пенсионный план, привязанный к фондовому рынку) 401K и увидеть текущую падающую цену в «зрачках».

Сфера социальных сетей заставляет задаться вопросом: а не смотрим ли мы на график цен на железную руду или оптовых перевозчиков, вместо «самой горячей сферы во всем IT», то есть на все социальное. И я считаю, что это все только начало.

Нажмите на картинку для увеличения

Акции компаний социальных сетей с малой капитализацией (красным) и железная руда

Рано или поздно Уолл-стрит постучится в дверь, чтобы получить обещанное, или прибыли. Или вернуть свои деньги. И когда это начнется (и я считаю, что это уже началось), то безумная паника с целью продать эту акцию за любые деньги будет молниеносной. Точно как в ресурсном секторе, столпы которого могут оказаться банкротами уже через несколько месяцев.

Это неотъемлемая часть ресурсного бизнеса. Это гонка ко дну. И рано или поздно дно проваливается и начинается резня. Кредитные линии, цены акций, управленцы, оборудование, сотрудники, акционеры – все это тщательно изучается и либо делится на части и распродается. Или просто банкротится и ликвидируется. И когда это происходит, это происходит с молниеносной скоростью. Единственная неопределенность заключается в том, чтобы точно знать, где находится этот обрыв или граница невозврата.

Однако, я чуть более уверен вот в чем: мы куда ближе к ней, если уже вообще ее не прошли, чем кто-либо, а особенно люди в Кремниевой долине, думает.

Следующий крах товарного рынка: социальные сети