Победители, проигравшие и оставшиеся ни при чём после ядерной сделки с Ираном

По мере тщательного анализа деталей ядерной сделки с Ираном, вам предстоит услышать разнообразные вариации такого выражения, как: «здесь нет проигравших, это беспроигрышная сделка для всех». Это из разряда тех вещей, которые вы слышите от победителей, пытающихся смягчить удар для проигравших – а также от проигравших, притворяющихся, что они не проиграли.

Иранский мирный атом
Иранский мирный атом

Не заблуждайтесь,  в этой сделке есть и одержавшие большую победу – просто следите за взрывами праздничных фейерверков – и потерпевшие крупное поражение.  И потом есть Соединённые Штаты, которые, в лучшем случае, не являются ни явным победителем,   ни проигравшим. Если лучший госсекретарь Джон Керри появляется с такими словами: «тут у нас есть шанс», далеко не ясно, что эта сделка представляет победу для США. Это только шанс.

Вот краткая сводка выигравших, проигравших и оставшихся при своих:

Кто выиграл

Иран.  Во-первых, и самое главное, Иран получит ядерное оружие.  Не прямо сейчас, конечно:  договорённость требует от Ирана отложить эти планы на 10 лет. Но 10 лет с точки зрения геополитики это мгновение ока. Между тем,  сделка позволяет Ирану посылать поколение учёных в лучшие университеты мира для обучения ядерным технологиям. Кроме того, Иран может сейчас покупать «мирные» технологии ядерной энергетики.

И Ирану нужно всего пять лет подождать,  и будет снят запрет на приобретение обычных вооружений.  Прежде всего, он может рассчитывать на поставку ракетных систем «земля-воздух», заказанных у  России, оружия, которое изменит военный баланс на Большом Ближнем Востоке.  Вскоре после этого Иран сможет закупать новые боевые корабли, истребители, вертолёты, танки и всевозможную военную технику.

И у Тегерана будет куча денег на покупку этих игрушек. Снятие экономических санкций разморозит 100 миллиардов долларов наличными, которые годами были заблокированы в банках.  Иран также намерен зарабатывать, по крайней мере, такую же сумму на продаже нефти ежегодно – или, может быть, три четверти от неё, если цены на энергоносители упадут, если поток иранской нефти обрушит рынок. В  следующие несколько лет в Тегеран хлынут зарубежные инвесторы,  таща с собой пресловутые чемоданы денег.

Другие выигрыши Ирана трудно измерить в деньгах. Возможно, бесценным является снятие с Тегерана статуса изгоя.  Теперь он может занять достойное место среди наций, среди которых он может продвигать свои интересы и защищать своих союзников. Например, можно ждать, что Иран скажет своё веское слово в том, как мир должен относиться к Башару аль-Асаду, жестокому диктатору Сирии и иранской марионетке.

Сирия. Это подводит нас ко второму выигравшему от этой ядерной сделки. Асад может рассчитывать на миллиарды долларов иранской финансовой помощи – а также на оружие и военных – с  помощью которых уничтожать десятки тысяч своих подданных. И это было на пике санкций. Когда эти цепи будут сняты, Иран будет иметь возможность наращивать помощь своему союзнику.  И в тот момент, когда едва не стало слишком поздно: Асад в последнее время находится на грани краха. Ждите свежего притока денег, в большем объёме, чем недавняя кредитная линия в 1 миллиард  долларов.

Хизболла, Хамас, хуситы и другие марионеточные группировки.  Вскоре после того как праздничные фейерверки потухнут по воле Тегерана, режиму нужно будет договариваться с длинной очередью марионеток и просителей,  которые рвутся в бой за эти 100 миллиардов.  Как я уже указывал ранее, террористические организации, такие как Хизболла, Хамас и йеменские хуситы – группировки, которые многие годы подчиняются приказам Тегерана – испытывают недостаток людей, денег или запасов. Они будут  соперничать с Сирией Асада, чтобы получить  новые подачки от Тегерана.

Россия. Владимиру Путину ничто не доставляет большего удовольствия, чем дразнить Запад – а особенно США. Но  иранская сделка даёт России и ощутимые выигрыши.  Самый скорый выигрыш  состоит в перспективе крупных оружейных сделок: вот почему из всей так называемой группы 5+1 стран, проводивших переговоры с Ираном, Россия была самой ярой сторонницей немедленной отмены эмбарго ООН.  В самом деле, ещё до заключения ядерной сделки, Россия обещала поставить Тегерану ракетные комплексы  С-300. Российские нефтяные компании также находятся на низком старте, чтобы рвануться в Иран – хотя у них будет жёсткая конкуренция со следующим участником нашего списка.

Китай. Если новейшая история этого региона может служить руководством, китайские нефтяные компании, скорее всего, станут крупнейшими инвесторами в нефтяной отрасли Ирана – точно так же, какими они стали в Ираке. Китайские продавцы оружия  также будут конкурировать со своими российскими коллегами  за крупные оборонные заказы.

Проигравшие

Саудовская Аравия и её арабские союзники.  Поскольку королевство позиционировало себя как «янь» против иранского «инь», каждая победа Тегерана представляет собой поражение Эр-Рияда. И с практической точки зрения, саудиты обнаружат, что более богатый, лучше вооружённый и геополитически усилившийся Иран – это плохая новость. Хуситы, которые продолжают контролировать большую часть территории Йемена, несмотря на жестокие бомбардировки альянса под руководством саудовцев, несомненно, получат большую поддержку от Тегерана. Шиитское ополчение уже осмеливается совершать рейды на саудовскую территорию, и никто не может сказать, как далеко они зайдут, если свежий иранский ветер будет дуть  в их паруса. Потерпев неудачу в попытке убедить  своё послушное орудие – Пакистан – послать свои войска в Йемен, Саудовская Аравия может быть вынужденной послать своих собственных неопытных (хоть и с дорогостоящим вооружением) солдат через границу. Ничего хорошего из вторжения арабских армий в Йемен никогда не выходило, что может подтвердить Египет.

Израиль. В конце концов, понятно, что никто не поверил утверждениям израильского премьер-министра Беньямина Нетаньяху, что Иран представляет прямую и явную угрозу его стране.  В течение последних двух месяцев он будет яростно лоббировать Конгресс США, чтобы сорвать сделку – если нам повезёт, мы увидим ещё больше издевательских карикатур. Но кажется крайне маловероятным, что Конгресс сможет эту сделку остановить, а это оставит Нетаньяху в беззащитном  положении, подобно былинке на ветру.

Оставшиеся ни при чём

Соединённые Штаты. В течение нескольких последующих дней ждите, что администрация Обамы будет пиарить эту сделку как нечто вроде победы. Она будет говорить, что это гораздо лучше, чем начинать войну с Ираном, но это крайнее лукавство, потому что война никогда не была автоматической альтернативой сделке.  Она будет убеждать, что сделка даёт американским компаниям новое экономические возможности в Иране, но опыт Ирака предполагает, что в этом бизнесе будет трудно закрепиться.  Кроме того, она будет говорить, что Иран сможет теперь помогать бороться с ИГИЛ – это, в лучшем случае, «может быть».  Интересы Ирана в этой схватке гораздо уже, чем интересы Запада: Тегеран хочет выживания Асада в Сирии, а также предотвращения убийства шиитов в Ираке.  Его не волнует, если будут продолжаться убийства суннитов, а также если террористы будут замышлять нападения на США и другие западные страны.

То, что Керри назвал сделку «шансом», это самое осторожное резюме. Конечно, и он, и его президент будут давно уже  не у дел к тому времени, когда будут сняты все санкции и эмбарго, и ещё дальше, когда Иран получит возможность беспрепятственно преследовать  свои ядерные амбиции.  Мир  к тому времени будет совершенно другим. Но только одна страна сможет с полной уверенностью вспоминать 14 июля 2015 года как день триумфа.

Победители, проигравшие и оставшиеся ни при чём после ядерной сделки с Ираном