Путин – последний прагматик в России

Российско-американские взаимоотношения находятся на отметке, самой близкой к «замерзанию» со времен холодной войны. Способны ли обе стороны достичь некой договоренности или двусторонние отношения продолжат свое движение по инфернальной спирали? Эти вопросы в числе прочих затронул в своем выступлении Президент Центра национальных интересов США Дмитрий Саймс, приехавший на прошлой неделе в Россию для участия в ряде запланированных встреч на высоком уровне с государственными деятелями и другими экспертами.

Саймс был основным докладчиком во время конференции в Центре национальных интересов на тему «Кризис  в американо-российских отношениях» под председательством бывшего посла США в ООН, Ираке и Афганистане Залмая Халилзада.

Саймс провел четкое различие между двумя группировками в Российской политической элите. Первая из них убеждена в том, что отношения с Западом потенциально могут быть восстановлены, вторая же придерживается мнения, что Россия должна быть готова к продолжительному конфликту. Сам Путин, как подчеркнул Саймс, все еще склоняется к первой точке зрения и не руководствуется идеологическими мотивами. Он «не сумасшедший» и «не коммунист», заявил Саймс. Путин и его министр иностранных дел Сергей Лавров занимают относительно умеренную позицию как по проблеме Украины, так и по росийско-американским отношениям, особенно в сравнении со сторонниками другой точки зрения, полагающими, что Кремль должен «противостоять существующему мировому порядку» и воспринимающими Соединенные Штаты как главного врага России.

Путин прекрасно осознает ограниченные возможности России и тот факт, что она не в состоянии бесконечно «играть в санкции». Россия не стремится присоединить Восточную Украину, ее вполне устроила бы единая Украина при условии предоставления автономии русскоговорящим регионам на востоке страны. Кроме того, Россия будет настаивать на гарантиях невступления Украины в НАТО в обозримом будущем. Важно, сказал Саймс, чтобы Соединенные Штаты поняли, что Путин не готов смириться с поражением украинского ополчения, поскольку не хочет «выглядеть неудачником». Впрочем, Путин может согласиться на всеобъемлющую сделку, в которой будут учтены интересы России. По мнению Саймса, это крайне желательно, ибо превращение России в неконтролируемую ядерную державу вовсе не в интересах Запада. Это же касается и ее возможного сближения с Китаем, а также конфронтации между Россией и Западом за доминирующую роль в мировой политике.

Неуступчивость Запада может сыграть на руку представителям более воинственного лагеря в российской внешней политике. Как полагает Дмитрий Саймс, есть «много людей, готовых совершать безумные вещи». Сторонники этой точки зрения верят в геополитическое противостояние, которое перерастает в цивилизационный конфликт. Москва в этом конфликте противостоит разрушительной Англо-саксонской цивилизации, то есть коммерциализированной, материалистической цивилизации, не отвечающей глубинным ценностям русской души. В этом отношении конфликт между Россией и Западом – не только вопрос политики. Носители подобных идей считают Америку и Британию врагами и не согласны на какие бы то ни было уступки.

Хотя эти националисты и не решаются вступать в прямое противостояние с Путиным, они уже открыто критикуют Лаврова, косвенно атакуя таким образом умеренную позицию Путина. Они считают, что поскольку Россия не способна выдержать экономическое соперничество с Западом, это является хорошим «поводом для драки». Балтийские страны представляют собой привлекательные цели для тех, кто хочет проверить приверженность НАТО статье № 5 из Устава альянса ( статья гласит, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом, и … в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, окажет помощь … путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона.  – прим. mixednews). Если подобные агрессивные националисты приобретут более значительное влияние в России, это приведет к катастрофе, поскольку вызовет геополитическую и военную конфронтацию в Европе с самыми непредсказуемыми последствиями.

Следовательно, продолжение западной политики санкций в отношении России в связи с украинским конфликтом будет способствовать усилению позиций сторонников противостояния и подталкивать Путина к более жесткой позиции, так как нарастающие проблемы России потребуют от него каких-то демонстративных шагов. Для стимулирования сдержанности России Соединенные Штаты должны осознать ограниченность ее притязаний и стремиться к достижению всеобъемлющего соглашения, используя санкции в качестве рычага давления. Это соглашение приведет к тому, что Россия не будет выглядеть побежденной стороной, а также обеспечит сохранение территориальной целостности Украины, за исключением Крыма, и позволит ей продолжать свою политику интеграции с Европейским Союзом. Дмитрий Саймс приходит к выводу, что нынешняя ситуация не похожа на положение в Европе в 1914 году накануне первой мировой войны. Однако, в ней есть много общего с предвоенным периодом, например, событиями 1908-го, когда опасные игры мировых держав создали предпосылки для великого противостояния. По его мнению, пока еще есть время, чтобы избежать повторения подобного бедствия, если Вашингтон будет проводить жесткую, но непредвзятую политику в отношении Москвы.