Сталкиваясь с восходящей Россией

Вне всякого сомнения, украинский кризис обрушил отношения между Москвой и Западом до новых глубин. США и Европа испытывают трудности с выработкой последовательной стратегии для разрешения этой сложной ситуации.

До сих пор ЕС удавалось поддерживать единодушие, но выбор правильного подхода всегда затруднителен, когда он зиждется на компромиссе между различными точками зрения государств-членов.

Владимир Путин продемонстрировал Западу своё раздражение ещё в 2007 году на ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности, подвергнув резкой критике внешнюю политику США. Тогда он обвинил Вашингтон в стремлении к мировому господству и пренебрежении международным правом. Многие наблюдатели расценили это как реакцию на американское вторжение в Ирак при администрации Джорджа Буша и последовавший за этим хаос.

К тому времени, как Барак Обама вступил в должность в январе 2009 года, отношения между США и Россией значительно охладились, главным образом из-за войны в Грузии, поддержки США присоединения Украины к НАТО и планов Вашингтона по развёртыванию системы ПРО в Центральной Европе. Затем тогдашний госсекретарь США Хиллари Клинтон подарила Сергею Лаврову «кнопку перезагрузки», когда они впервые встретились в марте 2009 года, что символизировало надежды США на налаживание отношений с Москвой.

Надо отметить, в какой-то степени «перезагрузка» удалась. Стороны подписали новый договор о СНВ, сотрудничали в отношении ядерной программы Ирана и заключили соглашение о поставках для сил НАТО в Афганистане через территорию России. Примечательно, что Россия воздержалась при голосовании по Ливии в Совбезе ООН, что проложило путь для нанесения авиаударов против режима Каддафи.

Можно думать, что Обама искренне придавал отношениям с Россией первостепенное значение и считал её серьёзным потенциальным союзником по целому ряду вопросов (например, по Ирану, борьбе с терроризмом, нераспространению ядерного оружия, разрешению мировых экономических и климатических проблем). Его позиция ничем не отличалась от занимаемой ЕС, который уже давно считал Москву стратегическим партнёром.

Правда, улучшение отношений вскоре утратило импульс. Непреклонность Москвы в поддержке Башара аль-Асада и украинский кризис привели к заметному охлаждению.

Конфликт в Сирии в настоящее время серьёзно осложнился в связи с тем, что огромные территории оказались под контролем ИГ, и некоторое взаимодействие с Асадом стало необходимым. Россия могла бы использовать своё влияние для пользы дела – например, призвать Асада к большей гибкости в отношениях с умеренной оппозицией и в разрешении гуманитарных поставок миллионам мирных жителей, оказавшихся заложниками этой войны. Однако на сегодняшний день единственным положительным действием, предпринятым Россией, было достижение соглашения о химическом разоружении Сирии.

Тем не менее, украинский кризис, начавшийся с присоединения Крыма к России, обострил отношения с Европой и США. С началом конфликта прибалтийские страны, где проживают значительные русские меньшинства, заявили об угрозе со стороны Москвы; британские ВВС примерно раз в месяц поднимаются по тревоге для сопровождения российских военных самолетов вблизи воздушного пространства страны; Москва начала оказывать поддержку крайне правым и левым политическим партиям Европы.

Согласно докладу группы членов британской Палаты лордов, ЕС и входящие в его состав национальные правительства допустили «серьёзные аналитические ошибки» и «проглядели настораживающие признаки» в преддверии украинского кризиса. ЕС не организовал надлежащий сбор разведданных и неправильно интерпретировал намерения России; налицо нехватка экспертов по России в министерствах иностранных дел. ЕС недооценил глубину неприятия Россией подписания Украиной соглашения об ассоциации. «Утрата коллективного аналитического потенциала ослабила возможности государств-членов оценить политические сдвиги в России и подготовить достойный ответ», – говорится в докладе.

Так, Европа и США, по-видимому, не испытывают уверенности в том, стоит ли снабжать Украину оружием. Ангела Меркель настроена против подобного решения, полагая, что конфликты между Востоком и Западом не могут быть урегулированы военным путем. Обама пока также не поддержал поставки оружия Киеву, считая, что никакое количество оружия не может сдержать российскую армию. А вот такие страны, как Литва и Эстония, по сообщениям, выступают в пользу вооружения Киева.

Соглашение о прекращении огня на востоке Украины, подписанное Россией, Украиной, Германией и Францией в Минске в начале этого месяца, неоднократно нарушалось, но на прошлой неделе появился небольшой проблеск надежды. Украинская армия начала отвод тяжёлых вооружений; об аналогичных действиях со своей стороны заявили пророссийские повстанцы.

Для разрешения ситуации необходим деликатный и осторожный подход. С одной стороны, НАТО и ЕС нельзя показаться Путину слабыми. С другой – если Запад перегнёт палку, это может привести к опасному ответному удару со стороны Москвы.

России необходимо послать ясный сигнал о том, что в то время как у неё есть законные интересы на Украине, касающиеся национальной безопасности, нельзя перекраивать границы в одностороннем порядке и угрожать безопасности Европы. Этот конфликт может быть решён с помощью дипломатии и политического урегулирования, что и должно стать целью каждой из сторон.

Источник
перевод для MixedNews — Наталья Головаха