НАТО прекращает выполнять функцию инструмента внешней политики США на Украине

Позиции Америки в отношении своих европейских партнеров ясно иллюстрирует недавно опубликованная статья крупного внешнеполитического деятеля США Джоша Рогина. Автор исходит из концепции исключительности США, которая является ее главной отличительной чертой. Рогин ни разу не упоминает о Европейском Союзе, хотя именно страны ЕС и их соседи являются торговыми партнерами России и введенные санкции наносят ущерб их собственной застойной экономике, в то время как торговый оборот США с Россией относительно невелик. Иными словами, когда на карту поставлены интересы Америки, проблемы остальных ключевых игроков практически не имеют для нее никакого значения.

Страны Европейского Союза, составляющие большую часть блока НАТО, недавно продемонстрировали, что у них больше нет желания поддерживать стремление США диктовать свою волю другим независимым государствам. Так, НАТО недавно вывело войска из Афганистана, а также отказалось поддержать коалицию Обамы в Ираке и Сирии.

Санкции ЕС в 2015 году скорее всего не будут возобновлены, поскольку для принятия этого решения уже нет необходимого консенсуса. Партия президента Украины Петра Порошенко на последних выборах в октябре 2014-го получила меньше голосов, чем блок ярого националиста премьер-министра Арсения Яценюка. Кроме того, зашедшие в тупик переговоры о выполнении минских соглашений все же продолжаются, несмотря на недавнее обострение вооруженных столкновений в районе донецкого аэропорта.

Канцлер Германии Ангела Меркель ясно дала понять, что она примет участие во встрече глав государств только в том случае, если министры иностранных дел и их помощники сумеют предложить проект решения, отражающего высокую степень консенсуса. Усилия глав внешнеполитических ведомств Франции, Германии, Украины и России к сожалению до сих пор не увенчались какими-либо существенными результатами. Отсутствие успеха на переговорах будет постепенно подрывать позиции Порошенко и играть на руку сторонникам конфронтации с Россией.

В последнее время фракции Республиканской партии США, выступающие за новую холодную войну с Россией в связи с украинскими событиями, временно притихли, поскольку у них возникли затруднения с определением краткосрочных внутренних и международных приоритетов в новых условиях, когда партия получила большинство в Конгрессе США. По мнению журналиста и эксперта по внешнеполитическим проблемам Боба Ригга, было бы хорошо, если бы ЕС взял на себя роль основного посредника в урегулировании украинского кризиса, прежде чем пронзительные военные кличи республиканских «ястребов» приведут к дальнейшей эскалации политического противостояния.

Благодаря утечке информации о телефонных переговорах Виктории Нуланд, которая так и не была опровергнута, стало известно, что США тайно передали 5 миллиардов долларов правым украинским оппозиционным группировкам, способствовали, а возможно и управляли антиконституционным свержением демократически избранного президента Украины Виктора Януковича в феврале 2014 года. Нуланд и посол США на Украине обсуждали по телефону предпочтительную кандидатуру для замены Януковича, называя при этом фамилию Яценюка.

До сих пор неизвестно, были ли действия Нуланд одобрены ее руководством, госсекретарем Джоном Керри или президентом Бараком Обамой, а также продолжает ли Америка оказывать поддержку правым партиям на Украине. Если так, это означает, что США сознательно разжигали конфликт, в то время как Евросоюз пытался его погасить. Боб Ригг полагает, что пора бы Джону Керри, который обычно не испытывает трудностей с выражением своих мыслей, объяснить, действовали ли Нуланд и посол США с его ведома и согласия, а также продолжается ли до сих пор подобная тайная деятельность.

Действия США на Украине могут быть эффективны лишь при условии поддержки Германии и других стран Евросоюза. В сегодняшнем всё усложняющемся мире, единственная сверхдержава уже не является всемогущей и должна действовать в согласии с другими. Угасающая политическая сила и тающий моральный авторитет уже не соответствуют ее по-прежнему огромной военной силе. Иными словами, модель «Pax Americana», мира по-американски, больше не действует.

В этом контексте Германия, возглавляемая осторожной и сдержанной Ангелой Меркель, стала противовесом США как в Евросоюзе, так и в НАТО. Германия не поддержала вторжение НАТО в Ливию в 2011 году и возражала против попыток США в прошлом году убедить НАТО поддержать предлагаемую Обамой интервенцию Ирака против ИГИЛ. В Австралии во время саммита большой двадцатки в ноябре прошлого года Меркель заявила публично, что война не рассматривается как вариант развития событий. Терпеливые переговоры – единственный путь продвижения вперед, в том числе с Путиным.

В отличие от США Европа пережила в прошлом столетии две разрушительных войны на своей территории. Политической элите США до сих пор свойственно романтическое отношение к войне, как к необходимому средству принуждения оппонентов вести себя в соответствии с американскими нормами. Подобно вестернам, где «хороший парень», разумеется, стопроцентный американец, имеет моральное право на убийство «плохих парней».

В условиях падения морального авторитета США, американские войны все более очевидно теряют международную легитимность. С момента провала военного вторжения в Ливию под руководством США, против которого возражали тогда Бразилия, Китай, Германия, Индия и Россия, ни Совет Безопасности ООН ни НАТО больше не желают «плясать под дудку Америки».

Украина, полагает Боб Ригг, является банкротом как в экономическом, так и военном отношении. Порошенко, у которого наметились явные разногласия с Яценюком, заявил недавно, что проблема не имеет военного решения: «У нас на сегодняшний день нет ресурсов для вооруженного противостояния». Европейский Союз и Международный Валютный Фонд поставили в качестве условия дальнейшего предоставления кредитов, осуществление радикальных реформ, которые Киев пока не в состоянии провести. На востоке страны продолжаются военные действия. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, включающая Россию, прилагает усилия в целях укрепления доверия, призывая к таким постепенным шагам, как недавнее соглашение о поставках угля и электроэнергии Россией, «без предварительной оплаты, в качестве жеста доброй воли со стороны президента России Владимира Путина».

Украина не в состоянии вести войну и ЕС не желает ее продолжения ни при каких условиях. Несмотря на порой агрессивные жесты, Путин и его министр иностранных дел также не хотят войны. Хотя Россия по-прежнему является крупной ядерной державой и в период правления Путина снова стала важным игроком на мировой арене, она не претендует на роль сверхдержавы.

В заключение Боб Ригг выражает надежду, что Обама и американский политический истеблишмент в конце концов осознают, что война не является возможным вариантом выбора, и мирное дипломатическое решение украинского кризиса при активном участии Евросоюза – единственный выход из положения.