Осуждает ли Христос богатство?

Почему это у нас на храмах золотые купола? Почему это на куполах золотые кресты? Почему это на иконах драгоценные оклады?
Как Евангелия, так весь строй церковной жизни, свидетельствуют с полной ясностью: угрозу представляет не само материальное богатство (или какое-то иное житейское преимущество), а зависимость от него.
Случилось раз одному человеку, не из простых, не такому, как прочие, умереть. Что ж, со всяким бывает. Он первым делом на небо, и к окошку:

– Ну-ка, ты, с крылышками, мне приличный коттедж, чтобы со всеми удобствами и райскими причиндалами, чтобы райские птички пели погромче, ну, и амброзии, само собой… Давай-ка живо, шевелись, тебе говорят!

– Простите, согласно списку, вам не сюда. Вам вниз. Собирайтесь, вас проводят.

– Что??… Ты что несешь?… Конкретно, ты знаешь, с кем ты говоришь, ублюдок?? Ты хоть видел, какой я колокол заказал для о. Тимофея? Сколько отдал за паникадило для отца Агафона? Какую сумму зелеными откатил отцу Вячеславу?? Да вообще, я из тебя, выродок…

Лицо в окошке сохраняет полное благодушие:

– Пожалуйста, не волнуйтесь, собирайтесь. Деньги вам вернут.

***

…А вот и другая история, далеко не столь «легендарная». В 1988 году, в память 1000-летия Крещения Руси, в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, штат Нью-Йорк, возводили колокольню. Колокола для нее отливали в Голландии за огромные суммы: деньги собирали по всему миру.

Наш приход общими усилиями собрал средства на оплату небольшого колокола, фута в полтора. Когда колокола доставили из-за океана, мне как раз пришлось быть в монастыре, и меня попросили сфотографировать «наш» колокол.

Пробираясь по стройплощадке, где бок о бок выстроились новые колокола, и выбирая удобную точку для съемки, я уперся плечом в огромный колокол, чуть не с меня ростом. Случайно бросив на него взгляд, я с изумлением прочитал: «Дар Русской Церкви от семьи NN».

NN был нашим прихожанином. Я знал, что он человек обеспеченный, помогает храму и многим нуждающимся, – но чтобы такой колокол!… «Надо обязательно всем рассказать!» – было первой моей мыслью. Но, с другой стороны, – рассудил я, – если бы NN считал это нужным, он бы сам нашел способ уведомить прихожан о своем пожертвовании…

Фотографию «нашего» колокола-малютки торжественно повесили в приходском зале. А через пару дней кран поднял колокола на звонницу, и мое открытие осталось в тайне от всего мира.

Церковь имеет небесное измерение, имеет и земное. «Император основал пятьдесят монастырей и снабдил их всем необходимым… Король установил твердое жалование духовенству… Князь построил прекрасный каменный храм…», – читаем мы в исторических анналах. Церковь сегодня та же самая, но земная власть устроена совершенно по-другому. По-новому выстраивается и земное, материальное измерение Церкви.

Среди нас сегодня нет императоров, королей и князей, кто бы мог обложить всю страну налогом на устройство монастырей и храмов, на жалование духовенству.

Однако, во многих демократических странах (Греция, Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Германия, Бразилия, часть Франции…) воля народа, выраженная его представителями в законодательных собраниях, утверждает и поддерживает именно такой налог в пользу традиционных религиозных организаций.В том числе, и Православной Церкви.

В подобных условиях финансовые проблемы церковной жизни – от многотонных колоколов, золотых куполов и восстановления разграбленных безбожниками национальных святынь, до оплаты счетов за газ и малярных работ – решаются просто и единообразно, не затрагивая ничьих персональных ресурсов, никаких моральных вопросов и коллизий…

Хорошо это или не очень? Должно ли так быть у нас в России, в сопредельных странах?… Заметьте: решение принадлежит не Церкви, а государствам, от которых Русская Православная Церковь так или иначе отделена.

Если законодательная воля народа предоставит Церкви такую регулярную финансовую поддержку, то она будет принята без всяких предварительных обязательств, с благодарностью, как принимается опущенный в церковную кружку трудовой рубль. Если же не предоставит – то материальная жизнь Церкви продолжится своим ходом, опираясь на финансовую поддержку каждого из нас.

Церковь, как многократно замечено, это все мы. Но все мы разные. Разные у нас способности, разные материальные возможности; разные у нас добродетели, разные и грехи…

Есть грехи воровства, обмана и мошенничества, уклонения от уплаты налогов и других нарушений государственного законодательства; а есть грехи зависти, клеветы и злобы, неуемной страсти оболгать и очернить каждого, кто богаче и успешней тебя. Какие из них хуже? – несуразный вопрос: все хуже. Но грехи второй группы приходится встречать существенно чаще, а избавляться от них существенно труднее.

Осуждает ли Христос богатство? Ответ однозначный: нет. Яснее всего это видно из Его знакомства с Закхеем, старшиной сборщиков податей в Иерихоне (если перенестись на российскую почву, он был бы не каким-нибудь чиновником налоговой службы, а баскаком, пособником оккупантов): «Днесь спасение дому сему», – сказал ему Спаситель, когда тот решил с избытком возместить незаконно изъятые подати и поделиться состоянием с бедными, хотя и не выразил ни малейшего намерения оставить свой образ жизни и источник богатого дохода.

Подожженный перед Русской Катастрофой пожар межклассовой зависти и злобы раздували не христиане: это было чёрное дело церковных иуд, которые, пользуясь поддержкой большевиков и невежеством народа, произвели в Церкви обновленческий раскол. Лишь благодаря подвигу святейшего Патриарха Тихона удалось быстро его преодолеть.

Как Евангелия, так весь строй церковной жизни, свидетельствуют с полной ясностью: угрозу представляет не само материальное богатство (или какое-то иное житейское преимущество), а зависимость от него.

Искажается иерархия ценностей; богатство и преимущества, деньги и вещи, дома, машины и яхты, связи и знакомства, призы, награды и премии, престиж, комфорт и пр. и пр. становятся самодостаточными и самоценными целями – а между тем, это всего лишь средства для успешного движения к подлинной цели и помощи ближним в этом движении.

* * *

Что касается финансовой поддержки Церкви, то руководство к действию настолько просто, что нет причин на нем задерживаться. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет», – напоминает именно в этой связи апостол Павел, и слова его век за веком соединяют верующих людей всех сословий и классов в общем подвиге церковного строительства.

И сегодня, после семидесяти лет большевицкого разгрома, Россия поднимется из духовных руин благодаря молчаливой щедрости и самоотверженности своих детей. Кто еще не читал – прочитайте в Евангелии про пожертвования на храм: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела».

Есть, однако, вопрос, на котором надо остановиться чуть подробнее. Часто задают его марионетки во время мозго-промывочных антицерковных телепрограмм; но, бывает, и реальные люди в реальной жизни с недоумением обращаются друг ко другу:

– Почему это у нас на храмах золотые купола? Почему это на куполах золотые кресты? Почему это на иконах драгоценные оклады? Почему это епископы и священники ездят на дорогих автомобилях? носят дорогие часы, ботинки, зонты и перчатки? служат в дорогих облачениях? говорят по дорогим телефонам? стучат по клавишам дорогих компьютеров?

Надо дать на него ответ простой и доходчивый, безо всяких обид, безо всяких извинений, точный и ясный. Например, такой:

– Это ровно потому же, что ваша жена носит золотое обручальное кольцо, мама поехала лечиться в санаторий, а дочка получает недешевое высшее образование – чему все мы вместе с вами, конечно же, очень рады. Это потому, и только потому, что люди у нас любят Христову Церковь и по своей любви, щедро и без принуждения делятся с нею своим благосостоянием.

И добавить к этому, как сказал Христос в аналогичной ситуации: «Иди и ты твори такожде».

Осуждает ли Христос богатство?