Похвала золоту: не варварский «реликт», а духовная ценность

Кейнс (Keynes) насмехался над ним. Проповедники его порицают. Биткойны мечтают его превзойти. Но свободные люди неизбежно выбирают его. Золото.

Когда люди свободно, добровольно выбирали средство обмена, золото выигрывало конкурс, вместе со своим братским элементом, серебром.

Почему? Золото приобрело утилитарное значение только в недавнее время. Древние египтяне не могли использовать его в электронике, но всё равно ценили его, как и древние ацтеки и китайцы. Люди всегда и везде ценили золото.

Почему? Какая польза от золота? В пищу оно не годится.

Но в пищу не годится также Рембрандт (Rembrandt). Баллада Шопена (Chopin) - это не то, что используется для еды, питья или передвижения.

Осуждающим «жажду золота» будет удивительно это услышать, но золото, также как музыка и живопись, имеет духовную ценность. Жалоба «его нельзя съесть» выдаёт грубо материалистическое отношение к ценности. Золото представляет ценность, потому что оно ослепительно красиво. Люди ценят золото за эстетическое удовольствие.

Эстетическая ценность золота подчёркивается пониманием того, что делает разные вещи красивыми — пониманием красоты.

Красота — это ясность, осмысленность — но на уровне ощущений. Красиво выглядит или звучит то, что передаёт чёткий рисунок, образованный простыми, чистыми элементами.

Удовольствие в распознавании рисунка чувственное, но в основе лежит тот факт, что разум является одним из основных средств выживания человека. Человеческая жизнь зависит от обретения понятий и осознания конкретных вещей, с которыми он сталкивается. Основным процессом в этом является интеграция: извлечение ясного принципа из различных конкретных вещей, темы из вариаций. Но чтобы соединить невероятное разнообразие в ясное понимание целого, часто требуется трудная, полная сомнений борьба. Поэтому особенное удовольствие доставляет переживание этого процесса в его простой, чистой, свободной от сомнений версии. И этот чувственный эквивалент концептуального синтеза — то, что мы получаем, когда видим или слышим хорошо выстроенный, стройный образ.

Так я обобщаю слова Айн Рэнд о том, почему на нас действует музыка:

Музыка даёт человеку исключительную возможность заново пережить, на уровне взрослого, первичный процесс своего способа познания: автоматическое включение чувственных данных в ясную, значимую сущность. Для мысленного постижения это уникальная форма отдыха и вознаграждения.

Красоту называют «единством в разнообразии». Красота — отображение отчётливых элементов, собранных в ясное, стройное целое.

Элементами могут быть чистые музыкальные звуки, или это могут быть сияющие частицы золота. Рисунок складывается при соединении музыкальных звуков в мелодию, или частиц золота в ювелирное изделие, или в сусальную позолоту, для придания блеска рисунку. Золотые самородки и золотые слитки не более чем средство; целью является яркий, чёткий объект эстетического восприятия.

Другим аспектом золота является его уникальная чистота — в цвете и неподверженности порче. Мир по мере своего развития приходит в упадок, вырождается, и улучшения очень редки. Непреходящий, сияющий блеск золота даёт ощущение неизменной надёжности и безупречного постоянства.

Таким образом, золото — это не «варварский реликт» (Кейнс) или «презренный металл» (проповедники), но цель, эстетическая ценность, отражённая в нашем мышлении и стремлении к неподкупной моральной целостности. Золото является символом сохраняющейся чистоты и истинности. Вот почему обручальные кольца делаются из золота.

Ювелирные изделия из золота обладают точно такой же объективной ценностью, как утилитарные товары, как хлеб или автомобили. Эти товары производят ценность при их потреблении — когда они расходуются. Вы едите хлеб, и он исчезает. Вы ездите на автомобиле, и он изнашивается. Золото почти уникальный не расходуемый предмет потребления. Подобно Недвижимому двигателю Аристотеля (Aristotle), золото предоставляет ценность, не изменяясь само.

Похвала золоту: не варварский «реликт», а духовная ценность