«Вирусный редактор» инфицировал традиционные СМИ


Традиционные СМИ нередко превращаются в рекламный рупор корпораций и все меньше ориентируются на читателей. Интернет-медиа, напротив, предлагают пользователям адресный контент, который можно творчески преобразовывать.

Доклад Елены Габриеловой

«Роль новых медиа в создании современного контента»

Симуляция значимости

В печатной прессе статьи по заказу рекламодателей нередко подаются «под соусом» социальной значимости, замечает исследователь. СМИ, идущие по пути такой «профессиональной симуляции», становятся маркетинговым агентством корпораций или отделом пропаганды политических структур, подчеркивает Габриелова. Очевидна тенденция продажи рекламодателю не только «полос» в изданиях, но и части самого контента. «Тематические вкладки ведущих деловых изданий зачастую создаются не под читательский запрос, а под тематическую рекламу», – пишет автор доклада. Тем самым, считает Габриелова, меняется «экономическая модель работы с информацией». То есть оплачивать информацию скоро будет распространитель, а не получатель.

Новые медиа, напротив, всячески демонстрируют установку на персонализацию информации. Такая адресность «просвещения» пользователя предполагает работу трех фильтров, отметила автор доклада:

  • пользователь сам создает закладки своего браузера – по интересам;
  • он выбирает себе во «френды» друзей, которые формируют его информационную ленту через механизм «вирусного редактора». Этот механизм включает перепосты информации, ее «редактуру», комментарии;
  • в интернете созданы алгоритмы релевантности: для пользователей существует персональная выдача информации на основе предыдущих «лайков», контактов и посещений.

Благодаря такой активной работе с читателями, новые медиа все успешнее конкурируют с традиционными. Елена Габриелова приводит пример торжества интернет-СМИ, который явственно показал, что в новой информационной среде читатель вполне может обходиться без традиционной прессы, телевидения и радио. Пример позаимствован у теоретика медиа, автора концепции «вирусного редактора» Андрея Мирошниченко.

Челябинский метеорит ударил по СМИ

Пример Мирошниченко иллюстрирует «самопроизводство» интернет-контента в ситуации с падением метеорита в Челябинске в феврале 2013 года. Один из знакомых медиа-эксперта разместил в интернете вопрос о деталях происшедшего через две минуты после падения метеорита. В ответ пошел поток видео, фото и текстовых свидетельств от «собственных корреспондентов» интернета с мест. Подключились и добровольные медиаобозреватели, которые отслеживали хронологию появления информации о метеорите в ведущих информагентствах – РИА Новости и «Интерфаксе». В результате у читателя не было необходимости заходить на сайты известных СМИ. «Вирусный редактор показал через ленту достаточное количество свежих фотографий и видео», – поясняет Елена Габриелова.

Другой пример превосходства новых медиа связан с социальной сетью Storify, созданной американскими специалистами. Она позволяет создавать свои сообщения в интернете, используя такие ресурсы, какTwitterGoogleYoutubeFlickr. Так или иначе, Storify дает целый спектр материалов по заданной пользователем теме. «Такой ресурс может стать серьезным конкурентом для СМИ, так как информация размещается в краткие сроки и собирает материал из широкого круга источников, тем самым предоставляя полномасштабную картину события», – полагает Елена Габриелова.

Кстати, это суждение акцентирует важнейшие преимущества новых медиа – быстроту их реакции и максимальный объем информации.

Неутомимые новые медиа в идеале

Габриелова перечисляет остальные достоинства, которыми не только в теории, но и на практике обладают сетевые СМИ:

Интернет-ресурсы мобильны во всех смыслах этого слова. И в плане их маневренности – мультимедийности, производства контента для разных каналов восприятия (аудио-, видео-, текст), и в плане появления их в мобильных телефонах. «Появляются новые возможности доступа к новостным сайтам посредством мобильных приложений», – замечает исследователь. А так как аудитория мобильных устройств растет, этот сервис набирает все большую популярность.

Новые медиа интерактивны, цитирует Габриелова заведующего научно-учебной лабораторией исследований в области бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ Иосифа Дзялошинского. Сетевые СМИ развивают симметричные двусторонние коммуникации по принципу «многие-многим»: пользователи взаимодействуют друг с другом и модифицируют контент. Понятие авторства размывается.

Фактически IT-технологии позволили создать «новую модель социальной коммуникации», которая предполагает «равноправный и максимально полный обмен сведениями о процессах, происходящих в обществе». Речь идет и о публичных дискуссиях, и даже о частичном решении проблем «всем миром».

Контент в новых медиа не статичен – он постоянно обновляется в режиме реального времени. Правда, уточняет Габриелова, тут возникает вопрос ценности информации. Ее избыток и легкость распространения обесценивают ее, приводит исследователь мнение Мирошниченко.

Насыщение новых медиа

Сетевые ресурсы весьма демократичны с точки зрения отбора контента. В них в ход идут не только профессиональные продукты СМИ (новости и аналитика информагентств, фото, передачи и пр.), но и материалы так называемой гражданской журналистики. Елена Габриелова выделяет несколько видов такого контента:

  • UGC – User Generated Content, любительские «сюжеты». Это фото-, видео-, аудиоконтент, созданный потребителями, записи в блогах, соцсетях и на форумах, комментарии к сообщениям СМИ на их официальных сайтах. Примечательно, что блоги становятся источником информации для профессиональных СМИ. В традиционной прессе подчас цитируются высказывания в Facebook или вTwitter.
  • На сайтах изданий появляются колонки, отдельные заметки и визуальный контент, созданный независимыми авторами.
  • Новостные агрегаторы, поисковики и пр. Они делают то, чем раньше занимались СМИ, – сортируют и структурируют информацию, выстраивая ее по приоритетам.

Любительский контент во многом связан с конвергенцией медиаресурсов.

Конвергенция как способ выжить

Слияние технологий, которое позволяет разным техническим носителям (кабельным и телефонным сетям, беспроводной спутниковой связи и пр.) доставлять информацию потребителю, перевод контента в цифровую форму, слияние различных медиа (мультимедийность информагентств, радио в Интернете, видео по каналу кабельного ТВ и пр.) и интеграция СМИ с телекоммуникационным сектором – все это проявления конвергенции медиаресурсов.

По сути, это компромиссная и универсальная форма существования средств массовой информации. «Печатные издания массово переходят в интернет, образуя свои собственные новостные сайты. Зачастую содержание газеты попросту дублируется на цифровом носителе», – замечает Елена Габриелова.

Впрочем, есть и любопытный пример обратного перехода от «цифры» к «буквам». В Санкт-Петербурге распространяется газета «The Printed Blog», содержание которой составляет информация из блогов и иных онлайн-ресурсов.

Традиционные СМИ нередко превращаются в рекламный рупор корпораций и все меньше ориентируются на читателей. Интернет-медиа, напротив, предлагают пользователям адресный контент, который можно творчески преобразовывать.

Доклад Елены Габриеловой «Роль новых медиа в создании современного контента»