По поводу внутренних вопросов

...Или можетъ быть господствующая теперь печать тогда-то и развернетъ передъ нами программу новой жизни, которую теперь такъ тщательно скрываетъ? Ахъ, какая должно быть это любопытная, прекрасная и совершенно самобытная программа, если только она есть въ дѣйствительности. Но мы думаемъ, что такой программы нѣтъ, что нетолько такой, но даже никакой нѣтъ программы у печати, про которую мы говоримъ. И въ этомъ-то вотъ все и дѣло и вся бѣда побѣдительницы. Весьма возможно, что по окончанiи сумятицы она просто скажетъ: «Ну, господа, а теперь будемъ ждать появленiя Жуковскихъ, которые намъ и укажутъ, что надлежитъ дѣлать».

И въ самомъ дѣлѣ: не очевидно ли, что вопросы о домашней прислугѣ, бракоразводныхъ дѣлахъ и т. п. гораздо меньше вопросы, чѣмъ отлыниванiе отъ очередныхъ вопросовъ и дѣлъ. Не очевидно ли, что всѣ эти вопросы, не исключая и транзитнаго, притянуты за волосы, по случаю общественной скуки и пустоты жизни, которую благопопечительныя газеты желаютъ наполнить серьёзнымъ содержанiемъ, что одними этими вопросами живъ не будешь и разрѣшенiемъ только однихъ ихъ ничего не разрѣшишь. «Московскiя Вѣдомости» въ особенности взмыливаютъ теперь транзитный вопросъ. Вотъ уже въ теченiи нѣсколькихъ мѣсяцевъ у нихъ тянутся статьи по этому поводу, дышащiя настоящимъ пламенемъ, и корреспонденцiи, подписанныя нетолько русскими фабрикантами и торговцами, но и рабочими (больше, впрочемъ, торговцами и фабрикантами). Смыслъ всѣхъ этихъ статей и корреспонденцiй одинъ и тотъ же: если, молъ, закавказскiй транзитъ будетъ существовать, то иностранцы проникнутъ съ ихъ товарами и вытѣснятъ насъ нетолько изъ Персiи, но даже изъ среднеазiатскихъ нашихъ владѣнiй, стоившихъ намъ столькихъ денегъ и крови; русская промышленность въ самыхъ отдаленныхъ и разнообразныхъ углахъ Россiи понесетъ огромныя, миллiонныя потери, множество фабрикъ раззорится, рабочiе останутся безъ работы и безъ хлѣба и т. д. Смыслъ всего этого, говорю я, самый простой: законопачивайте всѣ щели отъ иностранцевъ и давайте привилегiи русскимъ фабрикантамъ и заводчикамъ, а они, прiобрѣтя возможность продавать въ тридорога свои товары, не забудутъ русскихъ рабочихъ и государственную казну. Все это, говорю я, не ново и очень просто, только руolсскiе рабочiе и государственные интересы здѣсь какъ будто бы ни при чемъ.

Вопросъ о закавказскомъ транзитѣ, какъ бы ни вздували, останется по прежнему маленькимъ вопросомъ, маленькимъ и по сущности своей и по практическимъ своимъ послѣдствiямъ. Это прежде всего вопросъ закавказской желѣзной дороги и тѣхъ немногочисленныхъ нашихъ фабрикантовъ и торговцевъ, которые снабжаютъ нѣкоторые азiатскiе рынки небольшимъ количествомъ нашихъ произведенiй. Сторонники закавказской желѣзной дороги желаютъ, разумѣется, свободнаго провоза иностранныхъ товаровъ, чтобы дорога имѣла больше грузовъ; а сторонники фабрикантовъ и торговцевъ, не могущихъ вступить въ открытую конкурренцiю съ иностранною промышленностью, желаютъ прегражденiя имъ доступа нетолько въ Азiю, но и въ наши предѣлы, такъ какъ боятся болѣе высокаго ихъ качества и дешевизны. Вопросъ о транзитѣ тѣсно связывается ими съ покровительственными пошлинами вообще и съ эксплуатацiей нашего азiатскаго населенiя. Населенiе заинтересовано, конечно, прежде всего въ томъ, чтобы за хорошiй товаръ платить дешевле, т. е. заинтересовано прежде всего въ качествѣ потребителя, а затѣмъ оно не можетъ быть равнодушно и къ другимъ послѣдствiямъ большой и правильно поставленной торговли, т. е. къ тому заработку, который достается на долю извоза, храненiя и разныхъ другихъ торговыхъ операцiй, и, наконецъ, по крайней мѣрѣ, относительно произведенiй нѣкоторыхъ отраслей промышленности (напр. машинной и желѣзодѣлательной), оно заинтересовано въ свободѣ торговли и въ качествѣ производителя. Ему чрезвычайно важно получать, напр., хорошiя земледѣльческiя орудiя и хорошiя машины, чтобы имѣть возможность поставить скорѣе въ правильное положенiе мѣстную промышленность. Въ этомъ случаѣ интересы одной заинтересованной стороны близко совпадаютъ съ интересами населенiя, но еслибы закавказская желѣзная дорога стала думать только о себѣ и, желая помирить свои выгоды съ интересами русскихъ торговцевъ и фабрикантовъ, путемъ какого-нибудь компромисса, предложила въ этихъ видахъ общее повышенiе провозной платы на всѣ грузы (какъ идущiе транзитомъ, такъ и въ наши предѣлы) или что-нибудь подобное, то, само собою разумѣется, интересы ея также далеко разошлись бы съ интересами населенiя, какъ и интересы другой стороны. Это было бы равносильно раздѣленiю выгодъ на двѣ части и установленiю высокихъ покровительственныхъ пошлинъ на иностранные товары, при чемъ онѣ поступали бы только не въ пользу казны, а въ пользу желѣзной дороги. Конечно, поступленiя закавказской желѣзной дороги тѣсно связаны съ поступленiями въ казну, съ исправностью ея платежей правительству, которые, съ закрытiемъ транзита или введенiемъ покровительственныхъ пошлинъ, должны значительно уменьшиться (закавказская желѣзная дорога, говорятъ, опредѣляетъ свои потери отъ закрытiя транзита приблизительно въ 400 тысячъ рублей въ годъ), но, при повышенiи провозной платы на товары, идущiе въ наши предѣлы, ея прибыли все равно легли бы въ концѣ концовъ на тоже населенiе въ цѣнѣ товаровъ. Еще менѣе основательна, разумѣется, другая сто-рона, интересы которой даже косвеннымъ образомъ не совпадаютъ съ интересами населенiя и которое имѣетъ въ виду только одну цѣль — поставить въ искуственное привилегированное положенiе свои дурно устроенныя фабрики, еле прокармливающiя рабочихъ и постоянно жалующiяся на дороговизну заработной платы, хотя она значительно ниже европейской платы. Эта сторона старается представить маленькую Персiю, чѣмъ то въ родѣ Индiи для Англiи, куда, нетолько по отсутствiю желѣзныхъ дорогъ, но и по самому качеству и цѣнѣ нашихъ произведенiй, нашимъ фабрикантамъ долго еще не проникнуть. Она помнитъ наполеоновскую континентальную политику и желала бы изъ Поти и Батума блокировать всю Европу. Она слыхала про колонiальную систему Англiи и думаетъ, что промышленность не можетъ иначе и существовать, какъ только на счетъ колонiй и эксплуатацiи менѣе развитыхъ въ промышленномъ отношенiи странъ. Она не думаетъ о томъ, что страны эти уже почти всѣ захвачены европейцами, имѣющими неизмѣримо болѣе развитую промышленность и конкуррировать съ которыми мы можемь развѣ только двумя способами — либо штыкомъ, либо усовершенствованiемъ и развитiемъ своей промышленности совершенно особыми путями. Будучи по большей части большими самобытниками и не спуская самобытности съ языка, они повторяютъ только европейскiе зады, не могутъ отнестись критически къ переживаемому европейскою промышленностью моменту и предусмотрѣть тѣхъ перемѣнъ, какiя ей предстоитъ испытать, какъ въ своей организацiи, такъ и въ направленiи, чтобы опредѣлить для Россiи иной путь и избавить ее отъ вѣчнаго повторенiя задовъ. Они не могутъ представить себѣ промышленности, разсчитанной прежде всего на внутреннiя потребности страны и главнымъ образомъ на потребности народа (какъ на потребности самыя ближайшiя и самыя правильныя), не могутъ представить себѣ, что промышленность можетъ сдѣлать въ этомъ направленiи весьма важные и быстрые успѣхи. Эго, конечно, нѣсколько посложнѣе вопроса о закавказскомъ транзитѣ и не можетъ доставить такого удовольствiя гг. фабрикантамъ, торговцамъ и ихъ пламеннымъ защитникамъ, вѣчно хлопочущимъ о какихънибудь привилегiяхъ и вымогающимъ у государства для себя разныя льготы; но это вопросъ первостепенный, къ которому нетолько вопросъ о транзитѣ, но и вообще вопросъ о покровительственной системѣ относится уже какъ вопросъ второстепенный, какъ вопросъ времени и условiй торговой политики.

«Отечественныя записки», 1883, № 2 февраль, Отд. II, с. 232—235