Какой видел Россию евразиец и бельгийский шпион Малевский-Малевич

В исследованиях о евразийстве широко распространена точка зрения, согласно которой это движение полностью прекратило свое существование и как политическая организация, и как развивающаяся политическая идея уже в конце 1930-х. На это время пришлись кончина основателя евразийского движения князя Н.С.Трубецкого и прекращение активной деятельности остальных его участников из-за начавшейся Второй мировой. После 1945 года на евразийцев, как и на других активистов эмигрантских политических кружков, обрушились советские репрессии. Лидер евразийцев конца 1930-х П.Н.Савицкий оказался узником советских лагерей, и даже после освобождения и возвращения в Прагу преследование его не прекращалось, ввиду чего продолжение полноценной идейно-политической работы стало практически невозможным. Гонениям подвергся и другой видный участник евразийского движения, Н.Н.Алексеев, получивший советское гражданство, но так и не вернувшийся в СССР.

Вместе с тем, именно после 1945-го происходило разочарование многих участников движения в своих прежних идеалах. Евразийство, изначально настроенное против Запада, «европоцентризма» и «европопоклонничества», а вслед за этим и против парламентской демократии и капитализма, на этом фоне оправдывало диктатуры Муссолини и большевиков. Таким образом, оно оказалось в числе скомпрометированных идей межвоенного периода.

Как известно, евразийство обязано своим появлением на свет главным образом книге князя Н.С.Трубецкого «Европа и человечество», после публикации которой выяснилось, что у ее автораесть немало единомышленников. Евразийская идеология, претендовавшая на статус революционной, предполагала выдвижение в числе первых требований ниспровержение, и лишь позже была постепенно представлена положительная программа евразийцев.

Первое их «Долой!» прозвучало в адрес европеизации России, целенаправленно осуществлявшейся домом Романовых, и против Европы как активного проводника самой идеи универсализации мира. Критика князем Трубецким порабощающей народы насильственной европеизации первоначально стала стержнем всей евразийской программы. Отрицание Запада («романогерманской культуры», Европы – в терминологии Трубецкого) явилось сутью евразийства.

«Мы должны привыкнуть к мысли, что Романо-германский мир со своей культурой – наш злейший враг», – писал в своей статье «Русская проблема» основатель евразийства Трубецкой. Вся идеология евразийства была сфокусирована на конструировании и поддержании множественности границ между Европой и Россией-Евразией, причем если за Европой закреплялись такие свойства, как индивидуализм, механицизм, рационализм, безрелигиозность и агрессивность, то Россия-Евразия была коллективистской, телеологичной, мистической, органичной и православной.

Те из евразийцев, кто избежал нацистских и советских репрессий и, таким образом, «пережил» движение и смог оценить его идеологию с позиций послевоенного мира, оказались намного более лояльными к Западу и его ценностям, чем это было ранее. Хорошо видно это на примере позднего творчества Г.В.Вернадского, пытавшегося примирить в своих исторических концепциях Восток и Запад в истории России. После войны против некогда пропагандируемых идей резко стал выступать и Н.Н.Алексеев. Он обрушился с критикой на платоновские идеалы государства философов, признав в этой идее путеводную нить фашистских режимов Европы (итало-фашистский режим Трубецкой в своей программной статье «О государственном строе и форме правления» признавал несовершенной идеократией, но при этом меньшим злом, чем буржуазная парламентская демократия).

Какой видел Россию евразиец и бельгийский шпион Малевский-Малевич