Грядущее новое варварство

Когда нынешние мировые проблемы вышли на поверхность около пяти лет назад, припоминаю, как я читал статьи, главной темой которых было: «В мире существует чрезмерное количество долгов. Объем задолженности в мире превышает способность мировых экономик обслуживать и выплачивать ее».

Для решения проблемы избыточной задолженности в мире упоминались такие способы ее уменьшения за счет:

  • выплаты с применением политики увеличения налогообложения.
  • массовых банкротств, что позволит списать значительные объемы долга.
  • масштабной денежной инфляции, которая обесценит все долги, что позволит их выплатить.

В противном случае, волей-неволей, невыносимая долговая ноша и ее абсолютно неизбежное сокращение, вероятно, было бы достигнуто с помощью комбинации всех трех мер.

За прошедшие пять лет чрезмерная мировая долговая нагрузка не уменьшилась; напротив, она увеличилась. Правительства мира повели себя, как страусы, прячущие головы в песок и игнорирующие проблему, приняв политику «продлевай и притворяйся» по отношению к долгу и допустив дальнейшие увеличения задолженности в надежде «потратить» выход из сложной ситуации за счет добавления нового долга к уже существующему.

Что можно ожидать от всех правительств мира сегодня?

Ни одно из правительств не намерено поднимать налоги для выплаты долга. Подобная политика противоречит доминирующей кейнсианской религии. Помимо этого, долговая нагрузка достигла настолько гигантских масштабов, что мысль о ее выплате даже не возникает. Правительства даже неспособны поднять налоги, чтобы предотвратить увеличение долгов, не говоря уже об их выплате. Так что первая вышеупомянутая мера снимается с повестки дня.

Радикальное снижение мировой долговой нагрузки посредством аннулирования долга потребовала бы его погашения на национальном, государственном, муниципальном, корпоративном и индивидуальном уровнях. Погашение долгов означает одновременное аннулирование активов, ведь каждый долг – это чей-то актив. Масштабное погашение задолженности было бы крайне болезненным, а последнее, чего хочет демократическое правительство – это причинить боль. Таким образом, процесс сокращения мировой задолженности не мог произойти по какому-либо плану или соглашению; его должна была спровоцировать какая-то финансовая искра, а правительства не упускают из виду малейшие признаки искр и будут продолжать бороться с ними всеми доступными средствами. Точно так же мы можем забыть об аннулировании задолженности в качестве лекарства от чрезмерной долговой нагрузки, нависшей над миром – хотя от случайностей никто не застрахован.

Факт остается фактом: чрезмерная, неудобная в обслуживании и не подлежащая погашению мировая задолженность будет сокращена; это такое же неизбежное событие, как и сила гравитации.

Грядущее новое варварство