ОРДА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА НАРОДЫ

История Золотой Орды была частью мировой истории, а поздний период истории раздробленных русских княжеств — частью волжско-татарской. Русская и западная историография пытается умалить роль Золотой Орды, описывая в основном ужасы татаро-«монгольского» нашествия и замалчивая созидательный характер этого великого государства. Историки стыдливо обходят состояние культуры и государственности в Золотой Орде. В то время как крестоносцы занимались войнами с мусульманами, на огромных евроазиатских просторах империи Чингизхана была объявлена веротерпимость. Золотоордынская культура впитала средневековые достижения большинства народов, входивших в состав Орды.

Совершенная экономика, строившаяся на высоком уровне чеканки монет и замечательной финансовой системе, фантастическая по тем временам связь и управление, позволявшие держать под контролем огромную территорию и обеспечивать безопасность на бескрайних просторах, превосходное военное искусство, всеобщая перепись населения, наука, литература, зодчество. Всё это говорит о самостоятельной культуре Золотой Орды, стоявшей в Средние века на высочайшем уровне.

О высочайшем уровне государственного устройства говорит тот факт, что всё население улуса Джучи было взято на учет посредством переписей, необходимых для правильного учёта самых разнообразных податей, налогов и пошлин. В течении многих столетий ни одной из стран мира не удавалось создать в области налогообложения и учёта налогов ничего лучшего по точности применения. Поголовные переписи населения требовали огромного количества грамотных и опытных чиновников. Сам масштаб общегосударственного предприятия был не по плечу ни раздробленной на мелкие части удельной России с ее бедными государями, ни иным государствам Европы, которые, разумеется, и не мечтали о колоссальных доходах, собиравшихся ханами с покоренных народов.

«Монголы» отличались удивительной веротерпимостью и не ломали культурных традиций покорённых народов. Более того, по «Ясе» Чингиз-хана все религии признавались равными, их служители были освобождены от уплаты дани, что придало новый импульс религиозным деятелям. В домонгольский период окраины славянского мира оставались языческими. И лишь при татаро-«монгольском» иге началось широкое строительство монастырей, крещение сельского населения, превращение «медвежьих углов» (вроде языческого края вокруг Ростова Великого) в Святую Русь. Даже насильственное введение в 1312 году ханом Узбеком ислама как государственной религии Орды не коснулось русских княжеств. В 1313 г. Узбек выдал митрополиту Руси Петру ярлык, в котором были следующие слова: «Если кто-либо будет поносить христианство, плохо отзовется о церквах, монастырях и часовнях, тот человек будет подвергнут смертной казни».

Время Орды — это взлёт мастерства ремесленников, расцвет торговли и городов на всей её территории. Факт организации чётко действующей почтовой службы на пространстве от Адриатики до Японского моря общеизвестен, но менее известно про безопасные караванные пути, на всём протяжении которых стояли караван-сараи, в которых постоянно поддерживались благоприятные условия для путешественников и их лошадей. Множество благоустроенных дорог, чётко работающие переправы через реки, единообразная налоговая система. Исключительно к ордынскому влиянию следует отнести введение в мировую практику положения о неприкосновенности дипломатов. Требование огромного количества грамотных чиновников вызвало рост грамотности на всех землях, подчинённых Орде, что, в свою очередь, обусловило прогресс науки и литературы народов, её населяющих.

Ко времени существования Великой Орды и её наследников приурочено создание множества русских летописей и икон, художественных произведений тюркских писателей и поэтов, научных трудов мыслителей государства Ильханов. Именно в ордынские времена на Русь через Булгарский улус пришло огнестрельное оружие. Тогда же казанские мастеровые первыми в мире сумели получить чугун, а низовья Волги на несколько столетий превратились в основного мирового поставщика селитры, жизненно необходимой для производства пороха. Столицу Орды город Сарай многие путешественники описывают как крупнейший в мире и красивейший город своего времени. Его развалины, сохранившиеся в Волгоградской области, поражают и до сих пор: город, никогда не имевший оборонительных стен, раскинулся на десятки километров в заволжской степи. Кирпичные дома ордынской знати, богато украшенные лепниной, позолотой и разноцветной керамической плиткой, утопали в садах и были снабжены не только водопроводом, питавшим многочисленные фонтаны, но и канализацией.

Нынешняя Россия формировалась не на почве Киевской Руси, которая распалась на восемь суверенных государств еще в XII в., за целый век до появления «монголов», не в соперничестве с ордынцами, с которыми не было у русских трений на религиозной или культурной почве и в то же время был взаимный интерес в связи с необходимостью охраны западных рубежей. Россия возникла на совершенно новой московской почве, которая была органической частью золотоордынской государственности; она выросла из соперничества Московии с ханствами, входившими ранее в Золотую Орду, за право наследия распадающегося великого государства.

Традиции Золотой Орды надолго укоренились в жизни России. Многие законы и элементы культуры Золотой Орды были настолько прочны, что просуществовали вплоть до эпохи Петра I. Вот что пишет об этом историк М. Г. Худяков: «Государственная система, введенная завоевателями в побежденной стране, представляла собою верх обдуманности и дисциплины по сравнению с тем патриархальным укладом, какой существовал на Руси до татар». Россия последовательно придерживалась ордынского наследия, пока в ней не возобладали насаждаемые Петром западнические настроения. «Азиатское» наследие было предметом гордости, а не осуждения. Оно было органичным элементом русской жизни: русский язык и культура просто пропитаны тюркскими заимствованиями. На службе русских князей с XIII века состояло много татар, а Касимовское ханство вплоть до XVII века оставалось автономной территорией внутри Московского государства.

Орда и её влияние на народы