Свадьба по-эмиратски

Некоторые правительства в регионе, провели настоящую тотальную атаку против холостячества. Примером стали Объединенные Арабские Эмираты. Правительство выделяет “бедному” жениху грант в размере 70 тысяч дирхамов (19 тысяч долларов). Бедным считается индивид, зарабатывающий менее 19 тысяч дирхамов в месяц.

Чтобы понять, как много (вернее, как мало) можно купить на эти деньги, я отправилась на свадебную ярмарку в Абу-Даби.

В событии участвовали сотни фирм – от дизайнеров свадебного платья и ювелиров до кондитеров и специалистов по мейк-апу – все это в закрытом павильоне размером с футбольное поле.

Мой интерес был не только профессиональным, но и персональным – я и мой возлюбленный наконец-то решили пожениться. Тот, кто помог мне разобраться с происходящим на шоу – организатор торжественных мероприятий Carnation .

Речь идет о настоящем бизнес-буме в Эмиратах, в особенности в свадебный сезон – с октября по апрель. Стоимость свадьбы может легко превысить несколько миллионов дирхамов. Стоимость свадьбы принцев правящих семей составляет десятки миллионов дирхамов. Такие события посещают несколько тысяч гостей – и принцы тем самым устанавливают невозможно высокий стандарт – не только для Эмиратов, но и для всего арабского мира.

Даже менее важные свадьбы – большое постановочное дело в Заливе. Свадьбы с 500 гостями считаются “интимными вечеринками”. В ОАЭ все эти гости, и все эти расходы распределяются между двумя отдельными событиями. В то время как в Египте (и в большинстве стран арабского мира) свадьба – смешанный праздник, в котором представители обоих полов свободно общаются и танцуют друг с другом, в Заливе речь идет о раздельных мероприятиях для мужчин и женщин.

Тоже самое существовало и в Египте – во времена моих бабушек. Организаторы свадеб описывают мужскую вечеринку в качестве относительно низкопрофильного события – с одним ужином и местной музыкой. Свадьба для женщин, однако, куда более длительное и роскошное собрание, с тщательно разработанной программой ужина, чередой певцов, доставленных частными самолетами из развлекательных центров Бейрута и Каира, и безумным количеством золота и драгоценностей. На шоу невесты организаторы бьют по чувствам гостей лучшими образцами бордельного дизайна: достаточно золота, кристаллов, украшений, перьев, цветов, позолоты, кружев, бисера и сатина для того, чтобы причинить участникам синдром Стендаля.

По сравнению с этим то, что предлагает Carnation кажется сдержанным и ограниченным. Осама Мисталь, менеджер компании, и я сидим на белой с позолотой по краям кожаной софе. Наши ноги утопают в розовом свечении брошенных на пол шкур, и мы смотрим вниз – на подиум, где вечером состоится парад невесты – после драматически запоздалого прибытия. Важнейшей деталью праздника , несомненно, является платье невесты – и это отражается на его цене (от 35 тысяч дирхамов и выше). В моде – обилие, скрещенное с декадентством: голые плечи, рискованные разрезы, открытые спины. Гости женского пола, в особенности те, что на выданье, также одеты, чтобы убить наповал. Они демонстрирует все свое достояние, понимая, что принимают участие в мероприятии, которое правильнее было бы назвать “ярмаркой невест” и дают будущим свекровям шанс увидеть то, что те могут предложить сыновьям. Женская вечеринка продолжается и после того, как жених увозит невесту в отель, а иногда – и куда-нибудь подальше (в последнее время в качестве места проведения первой брачной ночи агрессивно рекламирует себя Южная Корея).

Мисталь объясняет, что не свадьба сама по себе превращает мужей в банкротов: “Тут тебе и золото, и платье, и мебель, и дом, подарки невесте в период помолвки – дорогая косметика, часы, платья… так много способов потратить деньги”. Залив открывает для себя полную силу глобального капитализма, и потому никого не должно удивлять то, что статус отныне связан с имуществом, и свадьбы превратились в фестивали экстравагантного потребительства. Мисталь делится наблюдениями: “Там, где вы – Запад, были 20 лет назад, мы находимся сейчас. 20 лет назад, что детям нужно было? Они ходили в школу и возвращались домой. Теперь им нужна отдельная комната, лэптоп, игры и мобильный телефон. Теперь так много требований. И их становится все больше и больше”.

40 лет назад, когда ОАЭ и другие страны Залива только оседлали волну нефтяного благоденствия, свадьбы были чем-то гораздо более простым и скромным – главной заботой было накормить бедных членов племени. Некоторые из этих традиций сохранились. Свадьбы, может быть, переехали из шатров в пустыне в пятизвездочные отели, но верблюд все еще в меню – только теперь вам нужен целый караван для того, чтобы накормить легион гостей.

Не свадьбы, но сами невесты, в первую очередь, являются смесью нового и старого. Возьмите мою знакомую Аннус. Ей 22 года, она только что вышла замуж – но после окончания университета. Это было большой редкостью в поколении ее матери – тогда замуж выходили подростками и к возрасту Аннус уже имели несколько детей. Сегодня, однако, в ОАЭ гораздо больше женщин с высшим образованием, чем мужчин. Аннус объездила весь мир, говорит на прекрасном английском, знает все о моде в Заливе и на Западе. И, несмотря на это, отец подобрал ей жениха – дальнего родственника, которого она видела до свадьбы лишь один раз. Ее сестра вышла замуж за кузена, которого увидела впервые на свадьбе. И в этом нет ничего необычного . Исследования показывают, что браки, спланированные родителями остаются нормой в ОАЭ. Финансовые и социальные выгоды того, что “все остается в семье” перевешивают известные медицинские риски – ведь речь идет, как правило, о браках между двоюродными братьями и сестрами.

Аннус утверждает, что счастлива с выбором отца: “Если он из вашей семьи, вы чувствуете, что все ОК. Если же он женился “по любви”, он потом разведется. Есть женщины, которые вышли замуж по любви. Но это проблема в нашей культуре. Если муж – родственник – все будет лучше”.

Несмотря на это, женщины сегодня куда более разборчивы, чем это было в прошлом. В исламе у женщины есть право отвергнуть жениха – хотя она не всегда и не везде может им воспользоваться. Моя знакомая Сальва – пример. Она отказала толпе потенциальных женихов. Она ждет “правильного” человека. Его характеристики: моральный, уважаемый, упорно работающий, вежливый (так принято называть молодых людей из хороших семей), и, определенно, не женатый на другой женщине. Это – важный пункт, из которого в обществах Залива есть существенные исключения. В последнее время наметилась тенденция среди работающих женщин, делающих карьеру, становиться второй женой. Это дает им все привилегии брака, оставляет возможность работать, и сваливать все домашние хлопоты на жену номер один. Но Сальва не принадлежит к этому кругу, и ее разборчивость, по мнению некоторых – отражение причин тяжелых демографических проблем Эмиратов.

Коренное население ОАЭ – исчезающий вид в своей собственной стране: более 80% ее населения – иностранцы, импортированные для того, чтобы страну создать. В то время, как по плану иностранные рабочие должны были строить небоскребы и автострады, они начали строить и семьи – и 20% мужчин из Эмиратов сейчас женаты на иностранках – гражданках азиатских и арабских стран. 10% эмиратских невест выходят замуж за иностранца, но эта цифра постоянно растет. Этому помогает недавно принятый закон, согласно которому мать может передать гражданство – и все привилегии, связанные с ним – детям.

Официально вина за феномен браков с иностранцами возлагается на озабоченные статусом семьи невест, занятые организацией “свадьбой столетия” и созданием семейного очага на века. И потому женитьба стала частью борьбы за сохранение национальной идентичности и против кажущейся фрагментации семейной жизни. Но, как показывает пример Сальвы и тысяч других, в этом процессе участвует и другие силы – и их не одолеть любым количеством денег.

Источник