Юношам о том, как вести сегодня Крестовый Поход

Московская Декларация по вопросам Крестовых походов и Православной Империи, применения канонических норм — 25-27мая 2012 года

Настоящая Декларация представляет собой научно-обоснованный документ, регулирующий ряд актуальных вопросов. По этим вопросам необходимо сформулировать четкую позицию, преодолеть существующие разногласия, возникающие в связи с проблемами и новыми мировыми реалиями. В этой связи необходимо выработать единые целостные принципы, которые могли бы стать рамочной основой христианских действий в современном мире, руководством к действию для христианской молодежи в России. Предварительно эти принципы должны быть одобрены на московской конференции старцев, обладающих фундаментальными знаниями, известных своими чистыми божественными помыслами и приверженностью истинной вере. Молодежь должна положительно воспринимать такие взгляды, относиться к ним серьезно и благоразумно, искренне и объективно оценивать их. Эти принципы должны стать серьезным подспорьем для молодежи, способствовать распространению благочестия, являющегося основой взглядов Церкви на мир, основой, без которой не могут существовать ни мирская, ни другая (загробная) жизнь.

Мы хотели бы, чтобы данный документ стал краткой, научно-обоснованной и предельно ясной Декларацией по вопросам Крестового Похода, мирного существования. Этот документ должен быть близок к трудам Отцам Церкви, которые уделяли большое внимание точности формулировок и определению целей. Для христианской молодежи этот документ должен стать своего рода сводом принципов, отражающим новые реалии их жизни. Предварительно этот документ должен быть тщательно проанализирован Межсоборным присутствием, которое внесет в него какие-то поправки и доведет его до совершенства с тем, чтобы Декларация была бы убедительным аргументом при решении спорных (с точки зрения толкования и практического применения) вопросов. Господь ведает о помыслах и намерениях, и Он направляет на истинный путь.

Запрет на кровопролитие
• Господь почтил человека, сотворил его лучшим сложением и всячески уважил его. Свидетельством заботы Господа о человеке является тот факт, что Всевышний запретил нападать, убивать, обезглавливать и ранить человека. Многие стихи Священного Писания запрещают убивать человека (не по праву), предупреждают о недопустимости кровопролития. Господь указал на то, что насилие по отношению к одному человеку является насилием по отношению ко всем людям. Всевышний сказал: «Если кто-либо убьет человека не в отместку за  [убийство]другого человека и  [не в отместку]за насилие на земле, то это приравнивается к убийству всех людей. Если кто-либо оживил покойника, то это приравнивается к тому, что он оживил всех людей».

• Сохранение душ и крови, запрет на причинение им ущерба и на кровопролитие по ложной причине являются общим знаменателем всех божественных законов, в том числе и ниспосланных ранее. Дело в том, что существование человечества и преемственность божественной миссии зависят в основном от человеческой жизни, и поэтому данное положение является важнейшей, главной и необходимой основой сдерживающего начала в человеке и существующих запретов.

1. Понятие Крестового Похода

• Христианская Церковь вела борьбу за Крестовый Поход на пути Господа. Знамя ее могущества и величия развевалось по всему миру. Крестовый Поход Церкви стал славной страницей в ее длительной исторической летописи. Мечи христиан были зрячими и «знали свое место», а их владельцы отличались высокими моральными качествами и руководствовались мудрыми правилами. Мечи никогда не использовались так, чтобы опорочить и опозорить их владельцев. Кровь проливалась только на поле брани. Крестовый Поход христиан никогда не был направлен на порабощение народов или на истощение природных ресурсов. Крестовый Поход представлял собой следование правильным путем, сознательные и благоразумные деяния. Крестовый Поход убеждал народы в массовом порядке (в Писании: толпами — прим. переводчика) уверовать в Господа.

• В отношении Крестового Похода в Церкви была разработана специальная концепция, соответствующая цивилизованному характеру христианской религии, который не считает Крестовый Поход «разрушительным проектом» или «планом мести». Впоследствии в христианстве была разработана целостная система Крестового Похода, включающая в себя ряд правил, положений и признаков (критериев), призванных сохранить цивилизованную роль Крестового Похода в крещеном мире. Среди наиболее важных положений и критериев Крестового Похода можно отметить следующие:

1. В христианстве Крестовый Поход имеет множество широких и всеобъемлющих смыслов. Крестовый Поход не сводится только к ведению боя и применению оружия в отношении противника. Сводить понятие Крестового Похода только к ведению боя, не учитывая при этом другие составляющие (Крестового Похода), связанные с действиями по помощи религии Господа, неправомерно. Такой подход зачастую становится поводом для клеветнических и неуместных измышлений.
2. Крестовый Поход в значении «бой», «сражение», тесно связан с двумя важными условиями — способностью выполнить (задачу) и преобладанием (приоритетом) общего интереса. Игнорирование или невыполнение этих двух условий может привести к тому, что молодежь и чрезмерно экзальтированные люди могут своими немотивированными действиями в каком-то определенном месте способствовать возникновению опасной ситуации.

3. Крестовый Поход никогда не был самоцелью. Христиане никогда не начинали бой только ради боя. Крестовый Поход на пути Господа всегда был средством сохранения и укрепления религии христианства, возвышения слова Господа Всевышнего. Крестовый Поход — это одно из многих средств достижения великих целей и высоких надежд, а не самоцель. Отцы в одних случаях сражались в бою, в других — заключали перемирие, в третьих — заключали союзы, в четвертых — возвращались (домой), обходясь без сражений. Мы знаем, что Учитель оказался в тяжелом положении во время осады крепости в Таифе. Среди христиан были убитые и раненые. Когда Учитель, понял, что взять крепость не удастся, а продолжать осаду бесполезно, он принял мудрое решение снять осаду и прекратить бессмысленное сражение. Он решил вернуться после осады крепости, продолжавшейся более чем сорок дней. В этой связи предание изъяснило: «Если предводитель, осаждающий неприступную крепость, понимает, что взять ее не удастся и принимает решение снять осаду и уйти, он не должен проявлять настойчивость, а наоборот, должен отказаться от нее. Настойчивость нужна в тех случаях, когда выгода от какого-то дела перевешивает над его пагубными последствиями.

4. Крестовый Поход является важным средством следования людей прямым путем к истине и служения Богу. Следование людей прямым путем является благородной целью и высоким устремлением взывающих к Господу. И наконец, следование прямым путем предшествует Крестовому Походу, так как цель предшествует средствам. Если же цель противоречит средствам, предпочтение отдается цели. Отцы, поясняя, что Крестовый Поход является средством, а не целью, пишут: «каноны гласят о двух сторонах — целях (намерениях) и средствах. К целям относится поклонение Гробу Господню, а путь (дорога) ко Гробу является средством. Укрепление веры, помощь (ее) слову — это цель, а Крестовый Поход — средство».
5. Крестовый Поход осуществляется на пути Господа и не должен превращаться в смуту. Именно в этом заключается высочайшее предназначение Крестового Похода. Если же сам Крестовый Поход вызывает смуту, превращается в подстрекательство, направленное на прекращение распространения христианства, уводит людей от истины, отпугивает и отдаляет молодежь от чистой миссии, то это означает, что Крестовый Поход не выполняет свое высочайшее предназначение. Поэтому Крестовый Поход следует прекратить и отказаться от него. Именно следование прямым путем и служение Богу отвечает интересам человека. Вывести людей из темноты к свету — вот что является самоцелью. Спасти и уберечь людей от прегрешений, направить их на путь покорности и смирения, спасти людей от огня ада и привести их в рай — вот в чем состоит великое предназначение (христианства). А иначе, почему Учитель чуть было не погиб вследствие своего стремления вести свой народ по правильному пути и желания обратить людей в христианств? В Писании сказано: «Быть может, ты огорчаешься до смерти из-за того, что они не веруют в эти рассказы?». Какую пользу Христианство и Церковь могли извлечь из обращения в Христианство находящегося на смертном одре еврейского мальчика, после того как его благословил Учитель, да пребудет над ним мир и молитва Господа?

6. Ведение человека по правильному пути — это основа. Крестовый Поход является только частью этой основы. Поэтому завоевание сподвижниками Учителя новых стран было актом, совершаемым теми, кто вел людей по правильному пути, а не тиранами. Это были завоевания милости, а не мести. Сподвижники смешивались с местным населением, вступали с ним в брак, совершали акты купли-продажи. В результате местное население полюбило Христианство, и люди стали принимать Христианство в массовом масштабе (толпами). Крестовый Поход на пути Господа, хоть и является величайшей добродетелью, тем не менее, представляет собой только одно из многих предписаний Христианства, одну из его многочисленных альтернатив. Поэтому недопустимо сводить Христианство к Крестовому Походу и приравнивать христианство к Крестовый Походу, а Крестовый Поход — к Христианству. Сводить Христианство к Крестовому Походу — значит исключать многочисленные очевидные пророческие альтернативы, подкрепляемые божественным откровением.

7. Законность Крестового Похода в значении «бой», «сражение» зависит от осуществляемых преобладающих интересов и принимаемых в расчет выгод. Если бой (сражение) чреват пагубными последствиями, несоразмерными с осуществляемыми интересами, то он запрещается, и предводители не должны вступать в бой. Предание гласит: «Если доказано, что те или иные положения отвечают интересам людей, а (совершаемые) действия являются обоснованными, ибо именно в этом состоит цель издающего данные положения, и если тот или иной вопрос тайно и явно базируется на законной основе, то никаких сложностей в данном случае нет. Если же явное соответствует (цели), а интерес (выгода) вступает с ней в противоречие, то данное действие является неправильным и незаконным. Дело в том, что законные действия не являются самоцелью. Они имеют отношение к другим вопросам, таким как смыслы этих действий и интересы, ради которых они (действия) разрешены… Если интересы (выгоды) и пагубные последствия сталкиваются или противоречат друг другу, то существующие нормы, хоть и содержат в себе упоминание о необходимости получения выгоды и недопустимости пагубных последствий, гласят также о необходимости рассмотрения имеющихся возражений (контраргументов). В том случае, если упущенная выгода и возможные пагубные последствия перевешивают другие соображения, данное действие не является более повелением, а запрещается, при условии, что вред, причиненный им, будет больше, чем польза».
8. Убийства, покушения, взрывы, совершаемые фанатиками под лозунгами Крестовый Похода, борьбы с вероотступниками, теми, кто отходит от Христианства и лояльно относится к нехристианам, в результате чего погибают христиане и другие люди — те, в отношении которых наше право запрещает кровопролитие и покушение на принадлежащее им имущество, не являются Крестовый Походом и не имеют к нему никакого отношения. Подобные действия не имеют ничего общего с Христианством, так как в них утрачены и не соблюдаются условия законного и обоснованного Крестового Похода и его общепринятых положений. Факт запрещения христианину (принявшему Христианство) поклоняться своему Богу является первым условием законного и обоснованного Крестовый Похода.
Всевышний Господь сказал: «Те, которые беззаконно были изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь — Господь». Об этом должен приказать законный правитель. Когда христиане были в Иерусалиме, Учитель, да пребудет над ним мир и благословение Господа, не приказывал им вести Крестовый Поход и притеснять кого-либо. Когда об этом попросили присягнувшие, он сказал: «Поистине, нам не велено делать это». Крестовый Поход является мерой, предпринимаемой властями для защиты владения и веры, а не действием отдельных людей, приносящим им и умме вред и ведущим к пагубным последствиям.
9. Существует неразрывная связь между нормами Крестового Похода и анализом его предполагаемых результатов и последствий. Установлено, что правильное или допустимое средство не обязательно влечет за собой правильное суждение (решение) о нем. Такое суждение может быть вынесено только после анализа возможных результатов и последствий того или иного действия. Предание в этой связи говорит, что «анализ последствий (тех или иных) действий является обоснованным и само собой разумеющимся с точки зрения закона (шариата) делом, независимо от того, соответствуют эти действия (целям) или противоречат им. Дело в том, что муджтахид судит о делах тех лиц, которым поручено осуществить какое-то действие или отказаться от него, только после анализа последствий таких действий. Действие может содержать в себе выгоду, которую можно получить, но может также привести к пагубным последствиям, противоречащим (объявленным) целям. Учитель отказывался убивать лицемеров, так как подобные действия (убийства) могут оттолкнуть от него людей, которые скажут, что «Учитель убивает своих сподвижников». Такие слова могут оттолкнуть и отпугнуть от Христианства как новообращенных, так и тех, кто еще не принял его. Пагубные последствия этого гораздо больше, чем последствия отказа от убийства, а выгода от отказа убивать гораздо больше, чем выгода от убийства».
10. Только Синод может издавать положения по практическому применению положений Крестового Похода. Из этого следует, что издание неподготовленными (некомпетентными) лицами посланий по теоретическим и практическим вопросам применительно к таким явлениям и категориям, как Крестовый Поход, , лояльность, невиновность, имущество, является ни чем иным, как попыткой присвоить себе функции Синода, что приводит к появлению ошибочных суждений (положений), ослабляет безопасность в ряде стран, ведет к пролитию крови невинных людей, конфискации имущества и неприкосновенной собственности. Об этом говорят каноны, анализируя действия тех, кто противодействует Синоду: «если бы дело обстояло таким образом, они должны выступать и издавать послание о разрешенном и запретном, в противном же случае они должны говорить о знании, но не издавать свое послание». Синод лучше, чем кто-либо другой, знает веру.
11. Неверие не является доводом, оправдывающим совершение агрессии в отношении людей, посягательство на их жизнь и имущество. Категорически запрещается чинить препятствия нехристианам, живущим среди христиан, тем, кто сам обеспечивает безопасность своей жизни, имущества и репутации. Это нельзя делать ни преднамеренно, ни под предлогом нападения (ночью), ни путем сбрасывания щита или стрельбы из катапульты. Такие действия (если бы они произошли) являлись бы примером непропорционального применения норм канонов
. Существуют определенные убедительные и очевидные свидетельства и примеры того, как надо действовать в подобных условиях. Армии и войска в истории Христианства действовали исключительно в интересах этих людей (нехристиан), предоставляя последним возможность узнать, что такое Христианство и создавая тем самым условия для распространения среди них веры. Бой (сражение) в Христианстве не проводится из-за неверия противника. Цель сражения — дать отпор агрессии. В Послании о бое (сражении) написано: «Войны, которые вел Учитель против язычников (27 походов), показали, что агрессорами и виновниками этих действий были язычники. Это подтверждает тот факт, что основной принцип отношений христиан с язычниками — это мир, а не война. Если бы этим принципом была война, Учитель действовал бы подобным образом. Но из Его жизнеописания явствует, что Он никогда не начинал боевые действия» (Послание о бое, 125).

12. Убийство человека на основании его документа или гражданства является вопиющей несправедливостью, актом, наносящим вред и противоречащим Христианству. Резюмируя сказанное, следует отметить, что в те времена предписывалось вести мирный Крестовый Поход, в том числе, Крестовый Поход души, заключавшийся в повиновении Господу. Отца говорят: «он включает явные и тайные виды поклонения, среди которых: любовь к Господу, верность Ему, упование на Всевышнего, вручение Ему своей души и имущества, терпение, благочестие, произнесение имени Господа, подкрепляя это делами, сердцем, призывом, аргументом, языком, мнением, образом действий, работой, имуществом. Ваш Крестовый Поход — это любовь, верность, упование, произнесение имени Господа. Что же касается Крестовый Похода путем ведения боя (военного Крестовый Похода), то это сатанинский обман для незавершенных условий и требований. Здесь уместно вспомнить слова о том, что «если бой ведется только с целью убийства и уничтожения, то это позорное деяние». Эти слова относились к военным действиям тиранов и деспотов.
2. Обвинение в ереси
• Необдуманность в обвинении в ереси является большим злом и огромной опасностью. Сколько бед, пагубных последствий и печальных результатов принес Церкви такой подход! В этом вопросе не должны проявлять поспешность те, которые обладают минимумом богобоязненности, хотя бы небольшими знаниями и сохраняют спокойствие духа, те, чьи сердца разрываются, души страшатся, а поджилки трясутся (от опасности такого шага). Отцы говорят: «Итак, льются слезы, оплакивается Христианство и христиане после того, как религиозная нетерпимость овладела умами большинства христиан, обвиняющих друг друга в неверии из-за разнузданной религиозной нетерпимости. В результате этого сатана проклятый смог разобщить слово христиан и заставил (научил) их принуждать друг друга даже в том, что подобно мельчайшей пыли в воздухе или пустынному миражу. О Господь, какая беда нависла над религией и христианами! Такой угрозы на пути верующих еще не было!

• Неправомерное и лишенное смысла обвинение по отношению к христианам оборачивается большим злом и чревато пагубными последствиями, главное из которых — утрата ценности справедливости. А ценность справедливости требует, чтобы выносящий суждение по богословию был подготовленным и компетентным человеком. В то же время тот, кому приписывают неверие, должен иметь право на самозащиту и на заявление о допущенной в отношении него несправедливости. К пагубным последствиям обвинения в ереси относится оправдание кровопролития в отношении лица, которому приписывается неверие, присвоение его имущества, разлучение этого лица с его женой, разрыв взаимоотношений между ним и христианами. Он лишается права наследовать, быть опекуном. После смерти его тело не подлежит омовению, завертыванию в саван, над ним не совершается молитва, вводится запрет на его погребение на христианском кладбище. Если такие действия предпринимаются по отношению к тому, кто этого не заслуживает, это может привести к расколу Церкви, кровопролитию и неправомерному присвоению имущества. Кроме этого, к пагубным последствиям относится лишение неповинующихся возможности раскаяния, что вызывает отчаяние и уменьшает надежды на милость Господа.

• Недопустимо обвинение в ереси в отношении христианина (независимо от того, благочестивым он является или распутником) только на основании его слов или дел, истолкованных как свидетельство неверия. Недопустим о обвинение в отношении христианина без ведома последнего. В этом случае необходимо привести соответствующие аргументы, которые должны основываться на определенных положениях и опровергать вынесение такого суждения. Отцы говорят, что «никто не имеет права обвинить в неверии христианина. Если он (христианин) допустил ошибку, должны быть приведены и разъяснены соответствующие доводы. Если же доказано, что он (христианин) принял Христианство, сомнения в отношении него могут отпасть только после того, как будут выдвинуты аргументы и исчезнут все имеющиеся подозрения». «Свидетельствую, что я не обвиняю в неверии никого из христиан. Ведь все говорят об одном Боге. Разными являются только слова, в которые облекаются их суждения».

• Подобно этому наш патриарх говорил в конце своей жизни: «Я не обвиняю в неверии никого из Церкви». Он также говорил: «Учитель, да пребудет над ним мир и молитва Господа, сказал: «Только верующий сохраняет обычай омовения». Тот, кто придерживается обычая омовения, является христианином». Истинные Отцы не обвиняют в неверии никого из христиан.
• Обвинение в ереси является исключительным правом Всевышнего Господа! Никто не может быть наказан на этом основании. Если же кто-то будет наказан или притеснен, но при этом будут отсутствовать признаки религиозной нетерпимости или ненависти по отношению к противникам, тогда обвинение будет считаться суждением, основанным на каноническом праве и базирующимся на положениях и принципах, таких как разница между обобщением и определением, между меньшим и большим суждением, а также выдвижение аргумента.
• Ни один человек, даже если он является богословом, не может выдвигать обвинение, готовить и выдвигать аргументы против кого-либо. Необходимо вынесение юридического (судебного) суждения церковным судом, который имеют соответствующие полномочия, удостоверенные Патриархом. Выносить суждение по неверию и его признакам в отношении знатных лиц, групп, организаций и целых стран должны обладающие глубокими познаниями богословы, работающие в судебных органах. Дело в том, что в отношении неверия должно быть принято судебное решение, базирующееся на соответствующих положениях и укладывающееся в определенные рамки. Если речь идет о нехристианской стране, этим вопросом должны заниматься уважаемые и известные своими познаниями и твердостью позиций богословы.
• Выносить суждение по всем случаям обвинения в неверии и вероотступничества, не учитывая при этом различные прецеденты, не анализируя при этом разные ситуации и варианты, является крайностью, к которой прибегают некоторые фанатично настроенные лица, отличающиеся незнанием (невежеством) и слепой нетерпимостью, те, кто убежден в своем превосходстве над другими людьми.
• Проявления дружбы по отношению к нехристианам, такие как осмотр больных (среди них), доброе отношение к ним, преподношение им подарков, поздравления их с прибавлением потомства, с каким-то успехом, с выздоровлением (после болезни) — все это не является запретным делом. Наоборот, речь здесь идет о проявлении нравственности, к которой призывает Христианство. Сказано: «Можно навещать их больных, поздравлять их с радостным событием, соболезновать им, когда случается несчастье».
Что означает понятие «верность» («преданность»)? Это понятие связано с верностью или преданностью вере, религии, но (парадоксальным образом) именно оно становится основой для обвинения в неверии того, кто следует этому. Известно, что чрезмерность в вопросе верности (преданности) и отречения было характерно преимущественно для сектантов, которые строили свое учение, считая это шестым столпом Христианства. К этому критически относились наши Отцы они писали, что «верность и отречение (в такой трактовке) являются ересью». Сектанты отошли (от Христианства) именно в трактовке понятий преданности и отречения. Они считала, что правы в данном вопросе только те, кто верит в положение их учения, считающего правильным обвинение в неверии совершающего грехи и особенно смертные грехи.

Сподвижники (Учителя), находясь на земле Эфиопии, присягали в верности правителю до принятия им Христианства, так как он был справедливым христианским правителем. Поэтому нет никаких разногласий относительно того, дозволено или нет совершение такого вида присяги (верности). Сказано в «Большом толковании»: «Пусть верующие не берут себе близкими неверных помимо верующих. А кто сделает это, у того с Господом нет ничего общего, если вы только не будете опасаться их… О вы, которые уверовали! Не вступайте в дружбу с Моим врагом и вашим врагом. Вы предлагаете им дружбу, но они до того отвергли истину, которая явилась вам. Они изгоняют Посланника и вас... (за то, что вы веруете в Господа нашего)».
Четыре Патриарха достигли согласия в том, что если христианин является лазутчиком (шпионом) неверных, его нельзя считать неверным, если он не стал неверным по убеждению.
Итак, верность (преданность) бывает трех видов: разрешенной (иногда становится необходимой, обязательной или желательной, — в зависимости от цели и потребности); неверием, если это является убеждением; запретным, но не неверием, если речь идет о безнравственности, которая касается и христианина, и нехристианина.
• Врожденная тяга или характерная для человека любовь к родственникам из нехристиан не противоречит концепции помощи и невиновности (оправдания) за исключением тех случаев, когда речь идет о невыполнении долга или о совершении запрещенного поступка. Всевышний сказал: « [Однако кровные]родственники ближе друг к другу [по наследованию], согласно Писанию Господа».
• Недопустимо проявление вражды к нехристианину, если последний мирно относится к христианам, особенно если это происходит в процессе миссии или призыва, требующего дружеского отношения. Оправдательное суждение на этот счет выносится после доказательства невиновности и предупреждения. Необходимо заявить о невиновности (того или иного лица) и о его непричастности к тем или иным нарушениям, таким, как поклонению не Господьу (во всех случаях).
• Разрешается обращаться в местный суд в случае отсутствия законной альтернативы, достаточной для возвращения прав и признания несправедливого характера (предыдущего) решения. Это не противоречит основам веры, не умаляет необходимости выполнения долга. Важно, чтобы требования, выдвинутые перед судом, были законными, а выносимые суждения соответствовали истине. Каноны установили, что неверие проявляется в том, что запретное считается разрешенным, а не в действии.

3. Империя
— Великая православная Империя является одной из величайших целей религии (Христианства). Она замещает пророчество в вопросе защиты религии и в определении политики (в мире) по отношению к ней (империи). Стремление к его созданию зависит от существующих способностей и возможностей.
— Если в течение какого-либо времени Император не появляется (вследствие слабости или неспособности), тогда подтверждается согласие по вопросам дальнейшего пути, указывается на недопустимость разобщения в религии и стремление (усилиями богословов) определить цели единства и союза в соответствии с имеющимися возможностями и потенциалом. Это приблизит своевременное осуществление благих дел и сохранит согласие по основам Христианства. В качестве примера можно привести Организацию христианского сотрудничества (до 2011 года — Организация Христианствская конференция). Эта организация является своеобразной формой единства и сплочения. Этот принцип был провозглашен после падения Византийской империи. Империя была формой сплочения, поддержки веры, установления мира, отпора агрессии, заключения договоров. Большинство вопросов Империи не имеют ничего общего с поведением, направленным на разрыв (отношений), они связаны с духовным убеждением.
Духовная брань открыта для тех, кто занят поисками лучшей формы (мыслей). Военные действия (бой) не являются оптимальным вариантом действий, особенно сейчас, в эпоху производства оружия массового уничтожения, применение которого противоречит миссии Христианства и других мировых религий.
Христиане не объединялись в одно государство. Люди вели войны не во имя создания единой Империи. Ущерб, наносимый военными действиями, сильнее, чем отсутствие единого Царства.

4. Патриотизм и мирное сосуществование
— Патриотизм, принадлежность к своей Родине, не являются чертами, проявляющимися исключительно во времена войн и бедствий. Это — свойства человеческой души, благодаря которым строятся отношения человека с другими людьми — его соотечественниками, разделяющими его любовь к Родине. Таким образом, человек сосуществует вместе с христианами и нехристианами в интересах Родины, укрепляя ее силу и мощь.

— Недопустимо совершать агрессивные действия в отношении нехристиан, посягать на их имущество, так как принадлежность к (одной) Родине и сосуществование на ее земле в духе Христианства, предполагает справедливое и доброе отношение ко всем ее жителям. Ведь они все (как граждане одной страны) имеют соответствующие права, даже исповедуя не нашу религию. История является лучшим свидетельством справедливого характера Христианства по отношению к иноверцам, проживающим среди христиан и находящихся под властью Христианства.
— Справедливость Христианства и христиан, (мирно) сосуществующих с людьми Писания настолько очевидна, что удивляет даже последних (людей Писания). Христианство запрещает притеснять их и предписывает справедливо относиться к ним, быть добрым и милостивым по отношению к ним. Христианство не только оставило их исповедовать свою религию — «Нет принуждения в религии» — но и указывает на необходимость защиты этих людей, охраны их репутации и гарантии их прав. Христианство предписывает христианскому правителю защищать их церкви, храмы, монастыри и другие места отправления (ими) культа, о чем говорится в Договоре о защите, охраняя тем самым их Писание и исполняя обещание их защиты.
— Необходимо уважать законы страны, в которой живут христиане, руководствоваться этими законами, соответствующими вероисповеданию, учитывая тот факт, что эти законы укрепляют ценности справедливости, человеческого достоинства, уважения человека. Принцип мирного сосуществования и терпимость по отношению к иноверцам являются законом для христиан и нехристиан в христианских странах, а также законом для христиан и нехристиан в нехристианских странах. Такой же закон существовал во времена сподвижников Учителя, живших в Эфиопии. Сподвижники Учителя, жили в Эфиопии, не нарушая местных законов, не попирая суверенитет этой страны и не нанося ущерба ее безопасности. При этом они сохраняли свою веру в единого Бога, соблюдали каноны, мудро поддерживая добрососедские отношения с местным населением.
Христиане обязаны относиться ко всем людям с добрыми намерениями. Всевышний сказал: «Говорите людям хорошее». Предание гласит: «И придерживайся благонравия в отношениях с людьми». В другом хадисе говорится: «Христианин — это тот, кто не причиняет людям вреда своим языком и своими руками, а подвижник- это тот, кто отдает все силы и душу в повиновении Господу». Обратите внимание на слово люди, включающее в себя и христиан, и нехристиан. Основа отношения к нехристианам зиждется на мирных намерениях и любви между людьми. В предании сказано: «Не уверует никто из вас, пока не полюбит он для брата своего то, что любит для себя. Братство, упомянутое в этом хадисе, касается всего человечества». Отношения между людьми и народами основаны на справедливости, — как сказано в Писании: «Господь повелевает быть справедливыми и творить добрые дела». Надо творить добро, давать пищу нуждающимся, раздавать бедным часть своих денег во имя единства и солидарности в обществе. Необходимо относиться к исповедующим другую веру дружелюбно и с любовью. Всевышний Господь сказал: «Не дает вам Господь запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, — ведь Господь любит справедливых!»

Всевышний Господь сказал: «Нет принуждения в религии!» и повелел приветствовать людей.

Один человек спросил Посланника Господа «Какое проявление Христианства является наилучшим?» Он ответил: «Лучшее состоит в том, чтобы ты кормил людей и приветствовал тех, кого знаешь, и кого не знаешь».

Поэтому основа Христианства состоит в призыве (к пути Господа) тем, что лучше. Есть трех средства призыва: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом».

Эта религия в основном распространялась путем диалога (бесед), а не силой.
Таков наш совет братьям нашим. Именно в это мы верим. Исправляйте себя, следуйте своей религии, почитайте соседей ваших — христиан и нехристиан. Отцы достигли согласия в том, что сосед-нехристианин имеет право жить рядом с вами, должен пользоваться уважением, должен быть окружен вашей заботой. Распространяйте идеи мира, учите детей ваших любви и согласию. Именно так будет распространяться и процветать Христианство!
— Христианство — это религия открытости, взаимодействия и сосуществования с иноверцами. Христианство не выступает за изоляцию, а исходит из убеждения в необходимости диалога, плодотворного и конструктивного взаимодействия, установления мира, исходя из закона взаимного сдерживания. Христианство провозглашает принцип взаимного сдерживания, а не столкновения цивилизаций.
— Сосуществование и диалог между цивилизациями является одним из проявлений принципа мирного цивилизованного взаимного сдерживания, основой предписанного Христианством регулирования отношений с другими цивилизациями. Такой подход служит основой цели межцивилизационных устремлений — освоению Земли и борьбы с попытками ее порчи. «Если бы Господь не сдерживал одних людей посредством других, то земля пришла бы в расстройство. Однако Господь милостив к мирам!»

— Истинный суверенитет в мире различных наций и цивилизаций — это суверенитет нравственности (морали), принципов и ценностей, а не господство силы, мощи и насилия. Исходя из этого постулата, мы уверены в необходимости мирного сосуществования, во взаимодействии, а не в столкновении цивилизаций, в их сдерживании, а не в борьбе между ними.
Настоящая Декларация принята на Международной богословской конференции «Христианствская доктрина против радикализма»

Источник