D'inachevé, или Серые будни белорусского чорного пеара

Была у меня работа, связанная с анализом возможностей белорусских пиарщиков. Поскольку пиар в Беларуси говённый и примитивный, я, ничтоже сумняшеся, не стал изобретать велосипед и ебать мозги клиенту, а честно взял за основу классическую работу А.С.Ольшевского «Антикризисный PR и консалтинг», известную в широких кругах русских офисных политтехнологов. То есть тупо сопоставил описанные автором методики с белорусской действительностью.

А теперь, как говорится, инджой 

Методики делятся на уровни сложности. Низший предусматривает прямое манипулирование обывателем, побуждающее его изменить отношение к данному политику, а высший — скрытое манипулирование, вынуждающее объект совершать действия, негативно влияющие на имидж.

Прямые методики. Сюда входят:

«Разоблачения». Уже довольно «затертая» технология, формирующая открытое полярное противостояние между властью и оппонентом в каком-либо вопросе (блоке вопросов). Оппонент в данном случае обозначается в качестве своеобразного «источника зла»; озвучивается информация о вскрытых «чудовищных» фактах, любая оплошность раздувается до невероятных размеров. Поскольку «разоблачения» исходят от власти, они должны иметь под собой хоть малейшее основание. Обычно для этих целей используется какой-либо незначительный факт, из которого делается множество не всегда логичных выводов. Допустим, оппонент когда-то высказался по непопулярной проблематике, значит, ему можно приписать и все худшее, что соответствует негативному образу. Наиболее распространенный в Беларуси прием. 

«Грязные нападки». Это — немедленная «злобная реакция» на каждый шаг оппонента, объяснение любого его действия самыми низменными мотивами, поиск всего самого худшего. Критике подвергается буквально все; во всем выискивается нарушение закона или общепринятых норм. Наиболее распространенный в Беларуси прием. 

«Полемика». Оппоненту навязывают полемику по проблеме, в которой он заведомо некомпетентен. Если он все-таки «поддается на провокацию», то обывателю демонстрируется его «невразумительность» и низкий уровень владения ситуацией, да еще в сравнении с блестящими выступлениями представителей власти. Если оппонент благоразумно отказывается вступать в дискуссию, его обвиняют в равнодушии к проблемам простого народа и «раскручивают» уже этот момент. В Беларуси практически не применяется ни в печатных СМИ, ни на радио и ТВ.

«Заявления и обращения». Этот метод применяется, если у оппонента все же удается найти какое-нибудь реальное нарушение закона или хотя бы этических норм. С помощью напыщенного документа от него требуют «прекратить произвол», «уйти с политической арены», «не позорить свою партию» и т. п. В Беларуси практически не применяется ввиду отсутствия квазиобщественных организаций пропрезидентского толка.

Косвенные методики. Инициатива якобы исходит от отдельного журналиста или редакции СМИ. Сюда входят:

«Данные из авторитетных источников». Здесь используются сведения от «независимых» фигур — представителей спецслужб, налоговых органов и т.п. Могут использоваться как реальные факты, вроде приводов в милицию в подростковом возрасте, так и туманные недоговорки или фразы, выхваченные из контекста интервью (что-то вроде «не могу с полной уверенностью утверждать, что г-н N никогда не уходил от налогов» или «у нашей службы, возможно и были поводы заинтересоваться деятельностью г-на N»). В Беларуси практически не применяется.

«Разоблачительные видеоматериалы». Это и любительские порнофильмы с объектом в главной роли, и видеозаписи переговоров или праздников, и многое другое. В Беларуси случаи применения единичны, в основном против зарубежных дипломатов и работников иностранных миссий НГО.

«Развенчание черных замыслов». Обнародование «случайно вскрывшихся» фактов, касающихся ближайших планов оппонента. Часто используются записи телефонных разговоров в период предвыборной кампании. В качестве раскрытого «черного замысла» может быть использовано что угодно, главное — внедрить в сознание обывателя оттенок «так вот чего он, нехороший человек, добивался». В Беларуси случаи применения единичны.

«Разоблачения предыдущей деятельности». В отличие от авторизованных разоблачений совсем необязательно использовать фактический материал и соблюдать элементарную правдоподобность. По сути — откровенное очернение оппонента с обвинением его во всех смертных грехах. В Беларуси применяется эпизодически.

«Выявление неправедных доходов». Крайне простой, но очень эффективный метод, ориентированный на одну из главных эмоций обывателя — зависть. Подразумевает обнародование (возможно, даже без комментариев) «истинных сведений» о доходах оппонента, его имуществе, приобретениях. Реальные сведения могут преувеличиваться и перемешиваться с домыслами. В Беларуси применяется эпизодически.

«Грязные комментарии». Метод сродни авторизованным «грязным нападкам», только здесь их источник не ограничивает себя никакими рамками корректности или здравого смысла. На оппонента напускается какой-нибудь «едкий» журналист. «Грязный комментатор» преследует оппонента на каждом шагу, злобно и с определенным «дубовым» остроумием высказываясь по любому поводу. В Беларуси практически не применяется. 

«Откровения отступника». Комбинация любых разоблачений, используемая с усилением эффекта за счет того, что их источником становится кто-то из близкого окружения оппонента (друзей, родственников, сотрудников). В Беларуси практически не применяется.

«Клеймение личных пороков». Традиционный «джентльменский набор» — от оргий, детского онанизма и сексуальных извращений до заурядного алкоголизма и наркомании. В Беларуси практически не применяется.

«Семейный архив». Тот же самый набор, что и в предыдущем случае, только применяется не в отношении самого оппонента, а в отношении членов его семьи. В Беларуси практически не применяется.

«Листовки-разоблачения». Материалы без выходных данных, содержащие какое-либо «скандальное разоблачение» одной из сторон жизни оппонента. Не последнюю роль играет хлёсткий заголовок, одна — две «размытых» фотографии. Наиболее распространены обвинения в связях с криминальным миром, финансовых махинациях, сокрытии доходов, «антинародных деяниях». Иногда подобие выходных данных указывается в виде типа: «инициативная группа», «оргкомитет» или «общественное движение в защиту чего-либо». Для усиления давления на психику оппонента может быть указан и завышенный тираж — допустим, 37 340 экземпляров; пусть посомневается и поволнуется, когда и где всплывут эти тридцать семь тысяч. В Беларуси практически не применяется.

«Анализы-рассуждения». Листовки небольшого формата и низкого качества, содержащие относительно безобидные призывы «задуматься», «переоценить» и «проявить гражданскую позицию». Обычно это «высоконравственные» размышления неизвестного «доброжелателя» с акцентом на вопросах морального облика, политической нечистоплотности и т.п. Чаще всего даже не совсем понятно, зачем было делать эти листовки анонимными. В Беларуси практически не применяется.

«Ориентировки». Выпускаются в форме «внутреннего документа» одного из политических течений, преимущественно левой ориентации (поскольку те более склонны к выпуску подобных документов). Содержат как бы «выжимку» данных об оппоненте, снабженную несколькими яркими фактическими примерами и «идейными характеристиками». В Беларуси практически не применяется.

«Оперативные данные». Весьма оригинальный и информативный материал на нескольких листах, создающий впечатление, что без всякой редакции «выдернут» из объемистого «личного дела», заведенного на объект спецслужбами. Не имеет логического вступления и окончания: начинается сразу чем-то вроде «...одним из лидеров организованной преступности в регионе является...», а обрывается вообще неожиданно. Снабжен множеством не совсем понятных цифр, номерами банковских счетов, реквизитами «подложных документов», названиями «подставных фирм», множеством фамилий. Может сопровождаться «приложениями», которые обычно содержат сведения о «реально располагаемом имуществе» или «настоящих доходах». В Беларуси применяется эпизодически.

«Грязные инсинуации». Очень легкий для восприятия материал, составленный на основе минимума данных об оппоненте (допустим, официальной биографической справки). В каждом предложении реальные факты тесно переплетены с домыслами и инсинуациями, в итоге чего даже для самого оппонента затруднительно опровергнуть материал в целом. В Беларуси применяется эпизодически.

«Подложные материалы». Материалы, выпускаемые от имени самого оппонента. Содержат бредовые тексты, фотографии, отпечатанные с крайне низким качеством (или, наоборот, кричаще дорогие), безграмотные призывы, идиотские слоганы. В Беларуси практически не применяется.

«Объявления и обращения». Материалы, вводящие обывателя в заблуждение относительно планируемых действий оппонента (допустим, сообщение о раздаче бесплатных продуктовых наборов, бесплатном концерте и т. п.). Могут содержать также «купон» на получение чего-нибудь. Указанные в данных материалах адреса чаще всего приводят обывателя куда-то, где ему совершенно не рады. В Беларуси практически не применяется.

Примечание: В Беларуси чаще всего применяется простейший «черный пиар» через СМИ.