«Брежнев-2» для автохтонов, Путин №3 для либералов

В том, что Путиным и его окружением за идеал взят Брежнев и основные постулаты его системы правления – ничего странного нет. Наоборот, удивительно, что это сделано так поздно, а не ещё пару лет назад. Эпоха Брежнева до сих пор и вправду оказывается для автохтонов самым счастливым временем в истории России. Ну а либералам Путин даст другую Россию.

Напомним, что про политический идеал для Путина рассказал его пресс-секретарь Песков: «Говорящие о брежневизации Путина, ничего не знают о генсеке, он был плюсом для страны». Симптоматично, что это признание было сделано на телеканале «Дождь», считающимся оплотом фрондирующих системных либералов и принадлежащем семье магната Винокурова, чей бизнес – банк «Кит-Финанс» – во время кризиса был спасён правительством Владимира Путина.

Разумеется, в микроскопической среде «хипстеров», «креативного класса» и системных либералов сразу поднялся вой о наступлении «последних времён». Подразумевалось – лично для них. Но тут надо смотреть правде в глаза: именно при Путине они достигли максимума привилегий: прилично оплачиваемых (по сравнению с остальным населением) работ в убыточных творческих коллективах, прямые каналы связи с верхами (приход Пескова к ним – лучшее доказательство; при этом Песков не ходит на заводы и грузовые дворы), среду без вмешательства охранки, и т.п. Остальные свободы были получены ещё при Горбачёве и Ельцыне: свобода выезда, отмена уголовного преследования за мужеложество и тунеядство, ликвидация ЛТП, «101-го километра», и т.д. 

Пожалуй, для этого слоя осталась недоступной только одна свобода: проводить публичные собрания на улицах – где и когда они этого захотят (пресловутая 31-я ст. Конституции). Кстати, по методике «Фонда общественное мнение» ядро «креативного класса» составляет 7% населения страны.

Однако подавляющую часть населения волнует вовсе другое: как показал октябрьский опрос ВЦИОМа, в топ-3 главных проблем страны по-прежнему входят инфляция (53%), ситуация в жилищно-коммунальной сфере (52%) и низкий уровень жизни населения (51%). Ну и дальше там алкоголизм, бюрократия, пенсии, школы, здравоохранение и т.п. Также традиционно почти не волнует россиян такая «проблема» (её теперь уже точно можно брать в кавычки): «По традиции, наименее значимой для россиян проблемой является демократия и права человека (11%)».

Поэтому нет ничего удивительного в том, что подавляющая часть населения в качестве идеала рассматривает брежневское время. И это происходит не только в силу привычки или опыта – эту эпоху совсем неплохой считает и значительная часть молодёжи. Блог Толкователя уже писал о количественных показателях народной любви к Брежневу:

«Положительная оценка времени правления Брежнева была характерна для всех социальных, возрастных, географических групп россиян. К примеру, хорошее отношение к нему высказывали 83% сельских жителей и 61% москвичей, 70% лиц с высшим образованием.

Тогда же социолог Грушин провел исследование отношения современной молодёжи к Брежневу. Результаты получились таковыми: «Позитивное отношение – 20%, нейтральное 76%, негативное – только 4%».

Ещё один опрос показывает, что в рейтинге политиков, под руководством которых, по мнению наших сограждан, Россия развивалась в правильном направлении, лидирует В.Путин (80%), на втором месте – Л.Брежнев (41%), а замыкает тройку лидеров В.Ленин (33%).

В России фактически сейчас живут два народа – нация европейского меньшинства и нация автохтонного большинства. Эта ситуация очень похожа на систему в ЮАР, о которой писал Блог Толкователя.

И в 2008-10 годах – пока нефть снова не прыгнула вверх, Дмитрий Медведев (Путин №2) играл роль президента для «креативного класса», посылая некие «сигналы», которые принимали за признаки оттепели. Когда же стало понятно, что в среднесрочной перспективе цены на сырьё останутся высокими, а Западу – в первую очередь Европе наплевать на соблюдение эфемерных «прав и свобод» в России, на нагретое президентское кресло вернулся Путин №3. Причём с новым «сигналом»: «Граждане, радуйтесь – наступает новый застой!»

Но этот призыв адресован только к автохтонной России, фрондирующие же либералы в лице Путина по-прежнему будут иметь защитника всех своих прав (в том числе права защиты от автохтонов силами карательных органов). Причём значительная часть «креативного класса» прекрасно это понимает. Так, опросы ВЦИОМа показывают, что они главными защитниками либеральных ценностей в России считают Путина (18%) и Медведева (17%). В 2005 году лидером в этом списке была И.Хакамада (15%), второе место занимал В.Путин (13%).

О прочности положения Путина (теперь Брежнева №2) свидетельствует и такой факт: крайнему флангу либералов за 10 месяцев удалось собрать лишь 70 тысяч подписей под призывом «Путин должен уйти в отставку».

Реальность такова, что народ не в состоянии оказать влияния на процесс смены власти. Отпала необходимость вкладывать значительные финансовые средства в манипуляции массовым сознанием. И вместе с тем, единственными объектами манипулятивного воздействия стали первые лица государств. На соответствующие манипуляции «заточена» и клиентела, и все знаковые представители публичной политической сферы, и лица, имитирующие оппозицию, и реальные недруги, желающие поживиться на конкретных российских проблемах», – пишет политолог Александр Прудник (кстати, он ещё в сентябре 2010 года предсказал новый приход в президенты Путина, а также нынешнюю операцию «Брежнев»).

Что это означает на практике? Выражаясь словами Прудника, и клиентела, и публичные политики, и оппозиция, и недруги должны регулярно «капать» на мозги Путину и его ближайшему окружению какую-либо мысль-установку. Пока это только «свободные выборы» и «31 статья Конституции». Но выше мы указали, что этих установок придерживается хорошо если каждый десятый россиянин, а молчаливое большинство интересует физическое выживание.

И Путин – не дурак. Раз он начинает проект «Брежнев», то Владимир Владимирович просто обязан знать, что в то время именно требование «демократизации» кучки диссидентов и небольшого слоя тогдашнего «креативного слоя» – скучающих от безделья работников НИИ и прочих творческих коллективов – погубило СССР. «Сначала еда – потом свобода», – таково было бы сегодня (да и в брежневское время) правильное требование представителей молчаливого автохтонного большинства. «Сначала гуманизм – потом выборы».

А гуманизм при Брежневе был – не чета нынешнему времени. Публицист и один из самых европейских наблюдателей в России Дмитрий Ольшанский очень верно отметил в своём Фейсбуке:

«Если говорить о чистом message, а не о каждодневной реальности (в которой реальности происходило, разумеется, все что угодно), то позднесоветский официозный пафос и вся идеология режима – это, конечно, было самое лучшее, что у нас вообще по части государства когда-либо было.

Потому что это было такое последовательное антиницшеанство, если угодно.

По сути, весь современный Голливуд, все нынешние европейские и американские (нереспубликанские) знамена – они все родом из СССР 1970-х.

В этом смысле отцами современного цивилизованного западного мира в куда большей степени являются Брежнев и Суслов, нежели Черчилль и проч.

И сущностная претензия у меня к брежневикам только одна. Они были очень консервативные дедушки, у них было нищее детство и страшная жизнь еще много после, многих вещей они в принципе не понимали – и стилистически не смогли сами продлить свой мир за черту революции 1968 года. Не смогли сделать его цветным. Не смогли воспитать детей продолжением себя, отдали их «Айн Рэнд» и прочим существам из тьмы. Но камня я в них все равно никогда не кину». И далее в комментариях он добавляет: «Для меня очень важно, что поздний СССР был во многом про то, что быть СТАРЫМ, быть БЕДНЫМ, быть НЕВЗРАЧНЫМ и НЕКРАСИВЫМ, быть неудачным и в невыгодных обстоятельствах – НЕ СТЫДНО. Вот это важнейший антифашистский – в широком смысле слова – момент. В то время как нынешняя – абсолютно в этом смысле фашистская – идеология буквально настаивает на том, что человек обязан быть БОГАТЫМ, МОЛОДЫМ, КРАСИВЫМ и УСПЕШНЫМ, иначе он не человек вовсе, а плесень. Это то, что за что я ненавижу «правящий дискурс», пришедший из 90-х и царствующий до сих пор».

Сможет ли Путин («Брежнев-2») восстановить в России брежневский гуманизм? Даже шире – захочет ли Система, карательно-служилое сословие (чьим заложником стал Путин) этого? Скорее всего, нет. Да и материальных возможностей у Системы для этого нет: деньги либо прожираются ей самой и бизнес-клиентелой, либо тратится на армию и охранку (Блог Толкователя уже писал, что армия и охранка прожирает около 40% федерального бюджета). Да, будет имитация лучших черт застоя, во всяком случае того, что не требует больших капитальных вложений: спорт, семья как ячейка общества, запрет на показ разврата по телевизору, и т.п. Под этим же предлогом Система «взамен» перекроет социальные лифты, навяжет обязательную идеологическую обработку (в том числе и силами одного из своих идеологических отделов – РПЦ), т.е. всё то, что считалось отрицательными явлениями при настоящем Брежневе. «За всё хорошее надо платить».

Ну а системные либералы, хипстеры и «креативный класс», чьим президентом останется Путин (а не «Брежнев-2»), ещё более закостенеют в своей нации. Тем более что для их подкормки Система будет выделять всё больше средств. К примеру, уже сейчас путинско-медведевские либеральные эксперты ставят задачу довести вклад «неправительственных организаций» (НПО) в ВВП до 5%. Вот что дословно говорилось в рамках «Стратегии-2020» на заседании ЭГ 16 «Развитие общественных институтов» на тему «Повышение эффективности государственных инвестиций в сектор социально ориентированных НКО» от 6 сентября 2011 года: «Например, в Голландии НПО до 15% ВВП занимают, то есть каждый седьмой занят в этой области. В среднем в развитых странах это 5–6% ВВП, в то время как у нас сейчас около 1%. Это уже и сейчас достаточно большая доля, то есть 1% российского ВВП – это порядка 15 млрд долларов США. И если мы говорим о том, что с ростом нашей экономики через 5–7 лет оно вырастет еще до 5%, например, то это означает, что оборот вырастет в 5–6 раз и достигнет порядка 3 трлн. рублей в год. Что уже является большой частью экономики и занятости». То есть «креативному классу» по плану Путина-Медведева должно перепадать до 100 млрд. долларов в год на различные проекты в рамках НПО. Что-нибудь на эти деньги отслеживать, «творить», писать, рисовать и критиковать власть с институтских кафедр и из убыточных СМИ.

(Блог Толкователя уже писал, что сейчас в НПО в России «работают» уже около 850 тысяч человек)

Фактически тогда в России будет окончательно закреплён социальный апартеид. Одним спецпаёк в виде творческого вэлфера, другим после работы на Химкомбинате ячейку общества в убогой «панельке» и проповедь попа. «Брежневу помооо-лимся!»

Впрочем, у этой истории есть и другая развилка: это попеременное царствие нескольких Путиных в течение ещё 24 лет (возможно, снова будет допущен к управлению страной Путин №2 – Дмитрий Медведев). Главным итогом чего будет постепенное перетекание автохтонов в «креативный класс». Допуск тяглового сословия к тем самым НПО, творческим коллективам, гос-вэлферу и вообще – европеизации. То – чего не удалось в своё время сделать настоящему Брежневу.

Блог Толкователя, конечно, будет болеть за второй путь развития России.

Источник