Колонка для Naviny.by от 15.VIII.2011

А.Лукашенко и сферический преемник в вакууме

Очень рад вас видеть
Взять эту неблагодарную тему меня просили экс-коллеги по государственной службе. Вероятно, друзья, вы не знаете, но во дни сомнений и тягостных раздумий государственный аппарат начинает задумываться о самосохранении. Одним из вариантов самосохранения государственный аппарат Беларуси синеокой™ почитает преемственность власти.

Не подумайте, что в государственном аппарате завелась крамола. Уверяю вас – каждый честный государственный служащий Республики Беларусь надеется, что Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко будет править вечно. Я солидарен.

Однако, честных гослюдей, так или иначе, интересует опыт сопредельных стран-участниц Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Это отнюдь не праздное любопытство связано, натурально, с тем, что возможности белорусского госаппарата манипулировать ресурсами схлопнулись. Не потому что расширилась сфера гражданского общества и местного самоуправления. Всего лишь исчезли матерьяльные благи, которыми госаппарат худо-бедно распоряжался последние годы. Распределять стало нечего.

Ресурсный вакуум заполнился дополнительным центром власти в образе молодого белорусского правительства. Об интриганстве в духе Н.Макьявелли речи нет. Явочным порядком Совет Министров Республики Беларусь занял уникальную по туземным меркам нишу, получив полномочия без реальной ответственности и обозначив безусловный приоритет собственных (экономических) целей перед противоположно направленными политическими целями Администрации Президента Республики Беларусь.

Майская девальвация и её последствия (их отсутствие, если быть точным) стали чётким сигналом – персональному составу Президиума Совета Министров Республики Беларусь ничего не угрожает. Низовые аппаратчики на местах расшифровали сигнал в единственно возможной трактовке: идеология выброшена за борт, вопрос о власти решится в реальном секторе.

В России, если кто не знает, реальный сектор – это зона ответственности и влияния Председателя Правительства РФ В.В.Путина. Любопытство гослюдей из синеокой™ связано исключительно с тем, как разруливают имеющиеся (не надо этого скрывать) коллизии между Белым домом и 14-м корпусом Кремля. И как при этом обеспечивается выживание государственного аппарата и/или чиновников, как вы, друзья, их уничижительно называете.

Разумеется, приходится указывать любопытным на отсутствие предпосылок для прямых аналогий. Мы ведь говорим о странах с различными экономическими системами и системами управления.

Само собой, я не советую местным в беседах педалировать, что, мол, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко улетел в Катар и т.д. Тогда как Премьер-министр Республики Беларусь, д.э.н. М.В.Мясникович находится в постоянном контакте с Председателем Правительства РФ В.В.Путиным и решает животрепещущие вопросы мироздания возобновления доступа белорусского госаппарата к ресурсам. Причём прямо на момент публикации этой колонки.

Втолковываю: в России президент и глава правительства играют в одну и ту же игру на разных политических площадках. Так уж вышло, что в России больше площадок, это бывает, уверяю вас.

В Беларуси синеокой™ такая площадка одна, а выигрыш на ней – аппаратное влияние. За пределами этой площадки почиют в бозе народная любовь и вера избирателей, которых не воскресить шершавым языком политико-эротического плаката.

В оном контексте и следует рассматривать набравшие сейчас в госаппарате силу тенденции к дополнению местной agenda пунктом «О преемнике». Желательно без революций, потому что «революция – это сто тысяч вакансий», а к такому кульбиту госслужащие не готовы. И бюджетники тож.

Вот в таком плане, в таком духе, в таком разрезе рекомендую заниматься экстраполяцией российских практик на белорусскую модель. Иначе, может статься, живчики из госаппарата синеокой™, не успев обернуться врагами революционного народа, прежде получат маркеры «врагов Главы государства». Как двурушники, сводящие на нет неоценимый вклад Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в глобальную белорусскую стабилизацию нулевого десятилетия.