Крестовый поход детей

Слабость к историческим аналогиям – в какой-то степени дань моим ленинградским корням. Сталкиваясь с заметками о молодёжном ненасильственном бунте в Беларуси (в России об этом пишут много, часто и взахлёб), вначале обратился к примерам революций 1968 года. Но, должен сказать, что это сравнение было слишком притянуто за уши.

Но ведь где-то такое уже было? Да, было. 900 лет назад. В тогдашних хрониках это явление было названо Крестовым походом детей. «Никто не побуждал их к этому ни извне, ни в самой стране,»— утверждает современник. Дети, «отмеченные — в этом состоит нечто сверхъестественное — своим малым возрастом и бедностью, часто маленькие пастушата», двинулись шествием, принимая в свои ряды нищих и бедняков. Около тридцати тысяч детей шли единой процессией с песнями. Когда их спрашивали, куда они идут, они отвечали: «К Богу!»

Один хронист замечал: «Они хотели пересечь море и осуществить то, что не удалось сделать князьям и царям — освободить Гроб Господень». Юные крестоносцы из Франции кончили катастрофой. Прибыв в Марсель, они поднялись на борт семи больших кораблей, но два из них потерпели крушение в результате бури у берегов Сардинии, и все утонули. Остальные пять кораблей прибыли в Александрию, где детей продали в рабство. Но это так, детали…

Молодые люди, массовые выступления и политика – дело, как видим, не новое. Ещё В.И.Ленин учил (и успешно), что правительство может быть свергнуто при помощи массовых уличных демонстраций. Но вначале для этого готовится почва. 

На первом этапе это совершенно безжалостная кампания по дискредитации правительства в глазах народа. С этой целью В.И.Ленин рекомендует обвинять правительство во всех и всяческих непотребствах: в политическом бардаке, нехватке продовольствия, инфляции, и прочих неудачах и поражениях, от спорта до дипломатии.
 
Чем нелепее обвинения, тем более им склонны верить политически неграмотные обыватели. Уютный белорусский мирок обращается в хаос, и причину этого следует искать из ряда вон выходящую.

Вместе с тем настоящие борцы с режимом уличные демонстрации всё-таки должны брать под жёсткий организационный контроль. Вот В.И.Ленин ни в каком случае не полагался на стихийность, хотя и признавал необходимость придавать своим хорошо рассчитанным мероприятиям видимость стихийных.
 
Здесь мы поставил Ленина на полку, и достанем Н.Бонапарта, который обогатил военную науку принципом тиральерства, или разведки боем. Ленин применил этот принцип к войне в условиях города (понятия «городская герилья» тогда ещё не было).
 
Чтобы вызвать реакцию правительства и обнаружить его сильные и слабые стороны, на улицы высылались толпы с подстрекательскими лозунгами. Если толпам удастся смять силы правительства, то большевики берут власть. Если толпы побегут, — всегда можно утверждать, что народные массы хотят перемен и что выступающее против них правительство является «антидемократическим». Затем надо дожидаться следующей возможности. Кстати, В.И.Ленин предпринял три попытки устроить путч — в апреле, июне и июле 1917 года – и все неудачные.

А теперь нам понадобится ещё один именитый француз – социолог Гюстав Ле Бон и его труд «Психология толпы». Толпа всегда благосклонна к призывам применять насилие, если в них присутствуют такие ассоциативные ряды, как «свобода», «демократия», «месть», «справедливость» и другие сильные повторяющиеся образы. Ильич, кстати, Ле Бона почитывал с интересом.
 
При всём при том, тактика В.И.Ленина была относительно бескровной. Красный террор пришёл позже, а пока целью пропаганды и словесной трескотни, провоцирования массовых демонстраций и уличных беспорядков было внедрить в сознание структур режима и всего народа общее чувство неизбежности: наступает время перемен, предотвратить которые невозможно.
 
Победа большевиков, которая в Беларуси синеокой™ является официальным государственным праздником, на 98% была победой психологической. Ударный отряд Великой Октябрьской социалистической революции насчитывал всего несколько тысяч бойцов, но он уничтожил страну с населением в 150.000.000 душ практически без единого выстрела.